Положение о логопедической помощи МАДОУ № 526.pdf

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 526 (МАДОУ детский сад № 526)
620010, г. Екатеринбург, ул. Косарева, 13

Принято
На Педагогическом совете
МАДОУ детский сад № 526
Протокол № 1

«Утверждено»:
И.о. заведующего
МАДОУ детский сад № 526
_____________ А.А. Галкина
Приказ № 26-о от 25.08.2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об оказании логопедической помощи в
Муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении детский сад № 526

г. Екатеринбург, 2021 г

\

1. Общие положения

1.1. Положение об оказании логопедической помощи в Муниципальном
автономное дошкольном образовательном учреждение детский сад № 526,
(далее - Положение) регламентирует деятельность организации,
осуществляющей
образовательной
деятельности
Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 526
(далее – МАДОУ), в части оказания логопедической помощи обучающимся,
имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее - обучающиеся)
и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ (в
том числе адаптированных).
1.2. Задачами МАДОУ по оказанию логопедической помощи являются:

организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений,
обучающихся;

организация проведения логопедических занятий с обучающимися с
выявленными нарушениями речи;

организация
пропедевтической
логопедической
работы
с
обучающимися по предупреждению возникновения возможных нарушений в
развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций обучающимся,
их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

консультирование участников образовательных отношений по
вопросам организации и содержания логопедической работы с
обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в МАДОУ
2.1. МАДОУ оказывает логопедическую помощь в рамках образовательной
деятельности, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных
программ дошкольного образования.
2.2. При оказании логопедической помощи МАДОУ ведётся документация
согласно приложению 1 к Положению. Срок и порядок хранения документов
определяется локальным нормативным актом МАДОУ, регулирующим
вопросы оказания логопедической помощи. Рекомендуемый срок хранения
документов составляет не менее трёх лет с момента завершения оказания
логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется
локальным нормативным актом МАДОУ, регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи, исходя из:
2

1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого
расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6 - 12 указанных
обучающихся;
2)
количества
обучающихся,
имеющих
заключение
психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных
программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных
занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 20 таких обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной учителем-логопедом МАДОУ, из рекомендуемого расчета 1
штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного
заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения
N 2 и N 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия,
продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
2.5.1.Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование
обучающихся по запросу родителей (законных представителей)
несовершеннолетних
обучающихся,
педагогических
работников,
углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и
(или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью
составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и
другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
2.5.2. По запросу педагогических работников возможна организация
внеплановых
диагностических мер
в
отношении
обучающихся,
демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В
случае
инициации
внеплановых
диагностических
мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение N 4 к Положению) обучающегося,
демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и
3

оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения
учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия
с учетом пункта 2.5 Положения.
2.6 Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов
логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения
обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.6.1. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может
производиться в течение всего учебного года.
2.6.2. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется
по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых
особенностей конкретного ребенка.
2.6.3. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на
основании распорядительного акта руководителя Организации.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной
и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима
работы МАДОУ.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций
ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.
2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарногигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
(приложение N 5 к Положению).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом,
- методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.12 Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов)
заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления
речевых особенностей, обучающихся при совместной работе всех участников
образовательного процесса (административных и педагогических работников
4

МАДОУ, родителей (законных представителей), которая предполагает
информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
2.13 Консультативная деятельность может осуществляться через
организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников МАДОУ;
информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных
программ дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителейлогопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в
освоении
образовательных
программ
дошкольного
образования,
определяются с учётом локальных нормативных актов МАДОУ.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации
образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие
дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие
образовательные программы дошкольного образования (в том числе
адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также детиинвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать МАДОУ
получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме
семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.5
Положения.
Для детей, получающих образование вне МАДОУ (в форме семейного
образования), а также для детей, не посещающих МАДОУ
также
необходимо предоставление медицинской справки по форме 40
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
- для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования, определяется выраженностью речевого
нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
- для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
5

обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
- для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в
форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с
программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и
утвержденной Организацией
3.5 При организации логопедической помощи детям младенческого и
раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования
родителей (законных представителей) по вопросам организации
деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и
обеспечения социальной ситуации развития.
3.6. Продолжительность логопедических занятий определяется в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин
для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.
3.7 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями
об обучении по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования - не более 10 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями
об
оказании
психолого-педагогической
помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 10
человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная
наполняемость группы определяется в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утверждённой
МАДОУ№ 526.
6

Приложение N 1
к положению
об оказании логопедической помощи
в МАДОУ, осуществляющих
образовательную деятельность

ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопедов.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

7

Приложение N 2
к Положению
об оказании логопедической помощи
в МАДОУ, осуществляющих
образовательную деятельность

ОБРАЗЕЦ
И.о. заведующего МАДОУ№ 526
Галкиной А.А.
Согласие родителя (законного представителя)
обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Я,_______________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего
ребёнка.

"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

8

Приложение N 3
к Положению
об оказании логопедической помощи
в МАДОУ, осуществляющих
образовательную деятельность

ОБРАЗЕЦ
И.о. заведующего МАДОУ№ 526

Галкиной А.А.
от ___________________________
ФИО родителя
(законного представителя)

Заявление
Я, ________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается обучающийся,дата (дд.мм.гг.) рождения)

прошу организовать для моего ребёнка логопедические занятия в
соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-педагогической
комиссии/ психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда.
(нужное подчеркнуть).

"__" ____________ 20__ г. /_____________/__________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

9

Приложение N 4
к Положению
об оказании логопедической помощи
в МАДОУ осуществляющих
образовательную деятельность

Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
- дата поступления в МАДОУ, осуществляющую образовательную
деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1. в группе;
2.
группа:
комбинированной
направленности,
компенсирующей
направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного
пребывания, лекотека и др.);
3. на дому;
4. в медицинской организации;
5. в форме семейного образования;
6. сетевая форма реализации образовательных программ;
7. с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
МАДОУ): переход из одной образовательной организации в другую
образовательную организацию (причины), перевод в состав другой группы,
смена педагога (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде
сверстников; конфликт семьи с МАДОУ, осуществляющей образовательную
деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана,
обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических
заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные
отношения и количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в МАДОУ,
осуществляющей образовательную деятельность:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы
или название);
10

- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы
(для обучающегося по образовательной программе дошкольного
образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом
обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая,
неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к
обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная),
сензитивность в отношениях с педагогами в образовательной деятельности
(на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает
деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при
этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы
и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость
(высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная,
незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности
к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей,
пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых
родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с
логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая
помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом,
психологом,
воспитателем
указать длительность,
т.е.
когда
начались/закончились занятия).
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи,
являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (карта развития, копии рабочих тетрадей, и
другое).
«____» ____________20_____/_____________________________/
Учитель
–
логопед,
принявший
обращение_________________________________________________
(Ф.И.О., должность в МАДОУ)
Результат
обращения_________________________________________________________
«____» _________20____г./_______________________/_________________

11

Приложение N 5
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МАДОУ, осуществляющих
образовательную деятельность

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСНАЩЕНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ
ЗАНЯТИЙ
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ
дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону
учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов и родителей (законных
представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется
оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
приборами
дополнительного
освещения,
настенным
зеркалом,
дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования
учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и
речевых потребностей детей.
При
оснащении
игровой
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное
на
максимальное
раскрытие
коммуникативных,
сенсомоторных и творческих возможностей детей.
2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающими трудности в освоении образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического
материала и консультирования педагогов и родителей (законных
представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется
оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических
занятий, приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом,
12

учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим
материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать
полифункциональное,
многопрофильное
модульное
оборудование,
направленное
на
максимальное
раскрытие
коммуникативных,
сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».