Дополнительная общеразвивающая программа Цветная логика

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 526

620010, г. Екатеринбург, ул. Косарева, 13
ИНН 6679037040 КПП 667901001
Принято
на Педагогическом совете МАДОУ
Протокол № 1 от 29.08.2023 г.

тел. (343) 258-76-98
эл.почта: detsadik526@mail.ru
Утверждаю
И.о. заведующего МАДОУ № 526
____________ А.А. Галкина
Приказ № 52-о от 29.08.2023 г.

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности

«Цветная логика»
Возраст детей: 3 – 5 лет
Срок реализации: 2 учебных года
Авторы программы: Кутовая Татьяна Николаевна,
старший воспитатель МАДОУ № 526, 1КК
Бунькова Екатерина Алексеевна,
воспитатель, 1КК

Екатеринбург, 2023

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

Пояснительная записка

3

Нормативно-правовая база
Направленность программы
Новизна
Актуальность
Педагогическая целесообразность
Цели и задачи программы
Отличительные особенности программы
Возрастная категория
Сроки реализации программы
Формы организации
Ожидаемые результаты

3
4
4
5
6
6
7
8
10
10
10

2.

Организационно-педагогические условия

11

2.1.
2.2.

Материально-технические условия
Требования к педагогическим кадрам

11
11

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.

3.

Учебный план

11

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.

Рабочая программа модуля «Знакомство с развивающими играми»
Рабочая программа модуля «Маленькие логики»
Рабочая программа модуля «Цветные палочки»
Рабочая программа модуля «Чудо – кубики»
Рабочая программа модуля «Давайте поиграем»

11
13
15
17
19

4.
5.

Календарный учебный график
Оценочные и методические материалы

21
28

5.1.
5.2.

Методические материалы
Методы и приемы оценивания

28
28

6.
7.
8.

Список использованной литературы
Дидактические материалы
Приложения

31
31

8.1.
8.2.
8.3.

Характеристика дидактических пособий
Описание игр, используемых на занятиях
Итоговое занятие для родителей

32
34
37

1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая база
Программа «Цветная логика» разработана с учетом следующих
нормативных и правовых документов:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
 Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей (письмо Министерства
образования Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844);
 Методические рекомендации Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ;
 Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 526;
 Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
1.2. Направленность программы
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Цветная логика» является программой социально-педагогической
направленности.
Предлагаемая программа для детей младшего дошкольного возраста
направлена на развитие познавательных процессов детей посредством
развивающих игр.
1.3. Новизна
В современном обществе целью развития дошкольников является
всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид
деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет.
Развивающие игры являются одним из средств умственного развития
ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию,
динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым
материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной
активности, движении.

Принципы, заложенные в основу этих игр: интерес, познание,
творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается
непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного
персонажа. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то
«предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр
позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.
Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулируют
развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь использовать эту
естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более
сложные формы игровой активности.
Данная программа предусматривает использование развивающих игр
доступных для детей младшего возраста: логические блоки Дьенеша, цветные
палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор» Никитина.
Эти развивающие игры позволяют детям овладеть предметными
действиями, способствуют развитию воображения, творческих способностей,
способностей к моделированию и конструированию, развивают нагляднодейственное мышление, формируя переход к наглядно-образному и
логическому мышлению, координацию движений, речь ребенка. В речи дети
начинают использовать более сложные грамматические структуры
предложений на основе сравнения, отрицания и группировки однородных
предметов. Развивающие игры способствуют развитию внимания, памяти,
воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении
цели.
1.4. Актуальность
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ
переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре
ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его
эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна
необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к
тому, чего еще не умеет.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития
детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный
процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не
только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных
знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений
действительности, которые закреплены в словах. Математическая
грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения
выпускника детского сада в школе.
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного
развития всех органов и систем организма ребенка, формирования
разнообразных умений и поведения малыша. У детей быстро
совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые
восприятия.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от
того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития
ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача
педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в
дальнейшем.
Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте
активно используются развивающие игры: логические блоки Дьенеша,
цветные палочки Кюизенера, кубики «Сложи узор» Б.П. Никитина.
Несмотря на обилие методических пособий по развитию
познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста с помощью развивающих игр, мало программ активно использующих
альбомы игр и заданий, изданных для данных игр.
Программа «Цветная логика» разработана для развития познавательных
и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
посредством развивающих игр с использованием альбомов игр и заданий.
1.5. Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность внедрения данной программы
заключается, прежде всего, в идее использования развивающих игр уже на
первом этапе дошкольного возраста как эффективного средства умственного,
речевого и психического развития ребенка. Раннее использование
развивающих игр в обучении позволяет сформировать предпосылки для
дальнейшего умственного развития детей, благотворно влияет на развитие
личности ребенка.
Игры и игровые упражнения дают возможность проводить время с
детьми живо и интересно. Все игры, направлены на решение многих задач. К
ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый
материал и закрепить пройденный или просто поиграть.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем,
что развивающие игры оказывают психологическое воздействие, развивают
основные психологические процессы, способности ребенка, волевые и
нравственные качества личности, а также формируют начальные формы
самооценки, самоконтроля, организованности, межличностных отношений
среди сверстников.
Занятия по программе «Цветная логика» способствуют воспитанию у
дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не
бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных
задач, стремиться к достижению поставленной цели.
1.6. Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для накопления сенсорного опыта,
развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в
процессе игровой деятельности посредством развивающих игр.

Первый год обучения

Задачи:
1. Развивать умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину.
2. Развивать овладение детьми элементарными приемами группировки,
нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из
нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов;
определения отношений между ними (больше - меньше - поровну) с
использованием приемов наложения и приложения одного предмета к
другому.
3. Формировать первые пространственные ориентировки и простейшие
способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и
ширины, заборы разной высоты и формы), а также способы соединения
деталей для создания целостной конструкции.
4. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания,
воображения, мелкую моторику, речь.
5. Развивать умение работать со схемой.
6. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить
начатое дело до конца.
7. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
Второй год обучения

Задачи:
1. Развивать умение детей сравнивать предметы, находить в них сходство и
различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету,
форме, величине, толщине), выстраивать 5-7 предметов в ряды в
возрастающем или убывающем порядке с небольшой разницей в размере;
формировать обобщенный способ обследования предметов.
2. Развивать умение различать пространственные характеристики объектов:
протяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей
(сверху, снизу, над, под и др.); умение анализировать объекты в следующей
последовательности: объект в целом - части и их расположение - детали вновь объект в целом, что создает целостно-расчлененное представление об
объектах.
3. Развивать познавательные процессы восприятия, памяти, внимания,
воображения, мелкую моторику, речь.
4. Совершенствовать умение следовать устным инструкциям, умение работать
со схемой.
5. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить
начатое дело до конца.
6. Воспитывать усидчивость, самостоятельность.
1.7. Отличительные особенности программы
Программа «Цветная логика» создает условия для формирования у детей
способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и
заданиях, проводимых в форме игры. Сначала дети знакомятся с новыми для
них развивающими играми, рассматривают, ощупывают, выполняют
простейшие задания.

Постепенно малыши создают сюжеты, картины из блоков, палочек и
кубиков, составляют рассказы по картинкам, «оживляют» героев. Дети учатся
классифицировать логические блоки одновременно по двум и трем признакам,
знакомятся
с
символическим
обозначением
свойств
фигур,
«расшифровывают» изображения. Содержание занятий закрепляется
дидактическими играми. Они являются ценным средством воспитания
умственной деятельности детей, активизируют психические процессы
(внимание, мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу
познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В работе с детьми активно используются альбомы, изданные для игр с
блоками Дьенеша, палочками Кьюзинера и кубиками Б.П. Никитина. В
программу включены игровые и занимательные задания на развитие
пространственных представлений, развитие умений математического
конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере
предметов.
В программе широко представлены математические развлечения:
задачи-шутки, загадки, головоломки, словесные игры, пальчиковые игры,
игры со шнуровкой, лабиринты, игры на развитие пространственных
представлений. Они не только вызывают интерес своим содержанием и
занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить
правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей
самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности.
В каждое занятие включены физкультминутки, это позволяет
переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую), не
выходя из учебной ситуации.
1.8. Возрастная категория
Программа «Цветная логика» разработана для детей младшего
дошкольного возраста (3 – 5 лет).
Для успешного освоения содержания программы численность детей в
группе не должна превышать 12 человек.
Дополнительную платную образовательную услугу посещают
воспитанники младших и средних групп по запросам родителей.
Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не
предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего
развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок
не посещал занятия в первый год обучения, то на втором году обучения он
может начать обучение по программе.
Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
Младший возраст характеризуется высокой интенсивностью
физического и психического развития. В это время происходит переход
ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.
Его общение становится внеситуативным. Значительно увеличивается запас
слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются
элементарные высказывания об окружающем.

При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными
предложениями. Младшие дошкольники любят играть словами, проявляют
«словотворчество».
Активно проявляться потребность в познавательном общении со
взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают
дети, развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения
между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными
предметами, игрушками.
Игра - любимая деятельность младших дошкольников. Дети активно
овладевают способами игровой деятельности - игровыми действиями с
игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения
ролевого поведения. Возрастает целенаправленность действий: ребенок
оказывается способным не только объединять предметы по внешнему
сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые
представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
Младшие дошкольники - это в первую очередь «деятели», а не
наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет
важнейшее условие их развития.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет
Возросли физические возможности детей: движения их стали
значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают
острую потребность в движении. В случае ограничения активной
двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся
непослушными, капризными.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками.
Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок
начинает пользоваться сложными фразами и предложениями.
Дошкольники 4-5 лет охотно сотрудничают со взрослыми в
практических делах, но наряду с этим все более активно стремятся к
познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек»
проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?»,
«Зачем?», «Для чего?»
Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать
простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий
интерес к окружающему миру.
Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2-3
признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по
содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Примечательной
особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и
реальность. У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к
правилам поведения.

1.9. Сроки реализации программы
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической
направленности «Цветная логика» рассчитана на два учебных года.
1.10. Формы организации
Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной
деятельности и предусматривает одно занятие в неделю, во второй половине
дня.
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает
допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13 и составляет 15
минут для детей второй младшей группы детского сада (3-4 года) и 20 минут
для детей средней группы детского сада (4-5 лет), предусматривает
физкультминутки.
Занятия проводятся в игровой форме. Дети не ограничены в
возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение.
Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей,
схем вызывает постоянный интерес к развивающим играм.
Занятия не носят форму «изучения и обучения», а превращаются в
творческий процесс педагога и детей. Игровые приемы обеспечивают
динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности
ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой. Основной упор
сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые
могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня
развития и подготовленности ребенка к восприятию.
Форма организации деятельности детей на занятии: групповая
Формы проведения занятий: игровые развивающие ситуации, открытое
занятие.
1.11. Ожидаемые результаты
По итогам реализации программы кружка дети будут:
Первый год обучения
- Уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину;
классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам.
- Различать цвета палочек.
- Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на
изображение в натуральную величину.
- Придумывать небольшие рассказы, «оживлять» изображение.
- Знать обозначение свойств фигур-блоков, уметь работать со схемами.
- «Расшифровывать» изображения, находить нужную фигуру по обозначению
ее свойств.
Второй год обучения
- Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие,
систематизировать и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.
- Выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую палочку.
- Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на
более сложные изображения в натуральную величину.
- Выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям.
- «Оживлять» изображение, составляя рассказы, придумывая небылицы.

- Выкладывать изображения по памяти.
- Уметь работать со схемами.
- «Расшифровывать» изображение, находить нужную фигуру по обозначению
ее свойств.
Полученные результаты дети демонстрируют на открытом занятии для
родителей.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Материально-технические условия
Занятия по программе «Цветная логика» проводятся в отдельном
помещении,
оборудованном
в
соответствии
с
санитарноэпидемиологическими нормами.
На каждого ребенка используется комплект используемых в работе
развивающих игр и дидактических пособий к ним.
2.2. Требования к педагогическим кадрам
К педагогическим работникам, реализующим программу «Цветная
логика» предъявляются следующие требования:
- иметь высшее педагогическое образование;
- владеть методиками развивающих игр;
- владеть методами и средствами педагогического мониторинга,
позволяющего оценить результаты освоения детьми данной программы.
3. Учебный план
№
п/п
1
2
3
4
5

Наименование разделов
Знакомство с развивающими играми
Маленькие логики
Цветные палочки
Чудо - кубики
Давайте поиграем
Итоговое занятие
ИТОГО

Первый год
обучения
4
7
8
7
9
1
36

Второй год
обучения
8
14
13
1
36

3.1. Рабочая программа модуля «Знакомство с развивающими играми»
Пояснительная записка
В данном модуле программы дети знакомятся с развивающими играми,
выполняют простейшие задания. На первом занятии происходит знакомство с
блоками Дьенеша, малышам предлагается рассмотреть фигуры, назвать их
цвет, выделить сходства и различия между ними, выполнить задания:
«Найдите такие же фигуры, как эта по цвету (форме)» «Найдите синие фигуры
(круглые, красные и т.д.)» «Назовите, какая эта фигура по цвету»
На следующем занятии дети выкладывают простейшие изображения из
альбома «Маленькие логики», используя логические блоки Дьенеша.
Аналогично происходит знакомство с цветными палочками Кьюзинера.

Задания: «Покажите красную (синюю, желтую и т.д.) палочку»
«Отберите палочки одинакового цвета и постройте из них забор»
«Возьмите синюю и красную палочки и сложите их концами друг к
другу. Получился поезд. Составь поезд из белой и синей; голубой, оранжевой
и черной палочек».
Знакомясь с кубиками «Сложи узор», дети рассматривают кубики,
выделяют цвет каждой грани, выкладывают простейшие изображения в
натуральную величину. Важно обратить внимание детей на то, что кубик
накладывается на изображение нужной гранью вверх.
Учебный план модуля «Знакомство с развивающими играми»
Тема занятия
Знакомство с блоками Дьенеша. «Найди фигуру»
Выкладывание простейших изображений из
альбома «Маленькие логики»
Знакомство с палочками Кьюзинера
Знакомство с кубиками «Сложи узор»

Количество занятий
1
1
1
1

Тематическое планирование
№
1

2

3

4

Тема занятия

Содержание занятия

Средства обучения,
материал
Рассматривание блоков
Блоки Дьенеша по
Знакомство с
блоками Дьенеша. Дьенеша, сравнение фигур. одному набору на
Игры «Найди фигуру»,
двух детей, «Ящик
«Найди фигуру»
«Найди на ощупь».
ощущений»
Выполнение построек по
собственному замыслу.
Выкладывание простейших Блоки Дьенеша по
Выкладывание
изображений из альбома
одному набору на
изображений из
«Маленькие логики».
двух детей, альбом
альбома
«Маленькие логики»
«Маленькие
логики»
Рассматривание палочек
Палочки Кьюзинера
Знакомство с
Кьюзинера: сходство и
по одному набору на
палочками
отличие. Дидактическая
двух детей, альбомы
Кьюзинера
игра «Волшебные
«Волшебные
дорожки».
дорожки»
Рассматривание кубиков.
Кубики «Сложи
Знакомство с
кубиками «Сложи Выкладывание простейших узор» по одному
узоров из кубиков путем
набору на двух
узор»
наложения на образец
детей, образцы
узоров.

Рабочая программа модуля «Маленькие логики»
Пояснительная записка
На занятиях данного модуля дети с помощью блоков Дьенеша
закрепляют представление о форме, цвете и размере фигур, выполняют
задания, основанные на выделении двух-трех признаков: форма и размер;
форма, размер и цвет; цвет и размер; толщина; толщина и цвет.
Игры сопровождаются короткими стихами и физкультминутками с
целью поддержания интереса ребенка к содержанию игры и обеспечения
необходимой двигательной активности. Для детей, быстро справившихся с
заданием для каждой игры есть усложнение.
3.2.

Учебный план модуля «Маленькие логики»
Тема занятия
Форма и размер «Дупло белочки» (все квадратные)
«Мостик через реку» (все круглые) «Ёжик» (все
треугольные) «Зайкин огород» (все
прямоугольные) Усложнение: выложить фигуры,
чередуя по цвету
Цвет и размер «Веселые каркуши», «Машинки»
Усложнение: составить на столе, опираясь на
образец
«Толстые и тонкие» Усложнение: разложить
толстые (тонкие) блоки по цвету: толстые синие,
толстые красные, толстые желтые

Количество занятий
4

2

1

Тематическое планирование
№
5

6

Тема занятия

Средства обучения,
материал
«Дупло белочки» Группировка по одному
Наборы блоков
признаку: «все
Дьенеша, альбомы
квадратные…» Игра «Дупло «Маленькие логики
белочки» (группировка по
2», игра 1.
двум признакам: квадратные
большие, квадратные
маленькие)
«Мостик через
реку»

Содержание занятия

Группировка по одному
признаку: «все круглые…»
Игра «Мостик через реку»
(группировка по двум
признакам: круглые
большие, круглые
маленькие)

Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 2.

7

«Ёжик»

8

«Зайкин огород»

9

«Веселые
каркуши»

10 «Машинки»

11 «Толстые и
тонкие»

Группировка по одному
признаку: «все
треугольные…» Игра
«Ёжик» (группировка по
двум признакам:
треугольные большие,
треугольные маленькие)
Группировка по одному
признаку: «все
прямоугольные…» Игра
«Зайкин огород»
(группировка по двум
признакам: прямоугольные
большие, прямоугольные
маленькие)
Группировка по двум
признакам: синие большие,
синие маленькие. Игра
«Веселые каркуши»
Группировка по двум
признакам: красные
большие, красные
маленькие. Игра
«Машинки».
Группировка по толщине:
все толстые, все тонкие.
Игра «Толстые и тонкие».

Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 3.

Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 4.

Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 5.
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 6.
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Маленькие логики
2», игра 8.

В первых четырех играх обращается внимание ребенка на два признака:
форма и размер. Из полного набора логических блоков Дьенеша ребенок
выбирает все фигуры определенной формы (все квадратные, все круглые, все
треугольные, все прямоугольные) и выкладывает их на образец, чередуя по
размеру (большие и маленькие). Для детей, справившихся с заданием, дается
усложнение – выделение одновременно трех признаков (форма, размер и
цвет).
В следующих двух играх задействованы два других признака фигур при
составлении изображений: цвет и размер.
На последнем занятии вводится новый признак блока – толщина.
Ребенку предлагается из полного набора логических блоков Дьенеша выбрать
все толстые фигуры и выложить на полянку, где изображены толстые деревья,
животные и др. Аналогично ведется работа по поиску тонких блоков.
Усложнение – выделение одновременно двух признаков: толщина и цвет.

3.3. Рабочая программа модуля «Цветные палочки»
Пояснительная записка
Занятия данного модуля посвящены играм с палочками Кьюзинера.
Малыши выкладывают из палочек различные изображения и сюжеты,
составляют рассказы по сюжетным картинкам, пробуют «оживить» героев
сказок. Занятия сопровождаются вопросами: «Какого цвета палочки?»,
«Сколько их?», «Какая палочка длиннее (короче)?» и др.
На занятиях второго года обучения дети выкладывают изображения на
столе, опираясь на образец.
Учебный план модуля «Цветные палочки»
Тема занятия

Количество занятий
Первый год обучения Второй год обучения
«Выкладываем из палочек»
4
4
Усложнение: составить на
столе, опираясь на образец
«Выкладываем сюжеты»
2
2
«Оживи сказку»
2
2
ВСЕГО
8
8
Тематическое планирование
№

Тема
занятия

Содержание занятия

Первый год обучения
12 - 16 Выкладываем Выкладывание
из палочек
изображений путем
наложения на образец.
Придумывание
собственных «построек».
16 - 17 Выкладываем Выкладываем сюжет из
сюжеты
палочек «Птичий двор».
Составление рассказов по
составленным сюжетным
картинкам.
Выкладываем сюжеты из
палочек «Аквариум».
Составление рассказа по
выложенным сюжетам.
Придумывание и
выкладывание рыбок по
собственному замыслу.

Средства обучения,
материал
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбомы
«На золотом
крыльце…» с. 2-10
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбомы
«На золотом
крыльце…» с.15-16
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбомы
«На золотом
крыльце…» с.17-18

18 - 19 «Оживи
сказку»

Выкладывание
фрагментов сказки
«Красная Шапочка»
(работа в парах)
Выкладывание
фрагментов сказки «Три
медведя» (работа в парах)

1

2

Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбом –
игра «Дом с
колокольчиком»
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбом –
игра «Дом с
колокольчиком»

Второй год обучения
Наборы «Цветные
Выкладываем
«Лесенки»
счетные палочки
из палочек
(счет от 1 до 10)
Кьюзинера», альбомы
«Лесенки»
«На золотом крыльце…»
с. 13-14
Наборы «Цветные
Выкладываем
Строительство стен
счетные палочки
из палочек
дома из четырёх
Кьюзинера», В.П.
«Строительство палочек одного цвета,
домов»
крыши из двух палочек. Новикова, Л.И. Тихонова
«Развивающие игры и
Сравнение домов по
занятия с палочками
величине
Кюизенера», с.11.

3

Выкладываем
из палочек
«Рамка для
картины»

4

Выкладываем
из палочек
«Кукла Маша»

5

Выкладываем
сюжеты
«Дачный
поселок»

Выкладывание цветов
из палочек по
собственному замыслу,
оформление рамки
вокруг цветка.
Сравнение цветов по
цвету, величине, форме
(работа в парах)
Выкладывание куклы из
палочек по словесной
инструкции

Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», В.П.
Новикова, Л.И. Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.14.

Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», В.П.
Новикова, Л.И. Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.25
Наборы «Цветные
Постройка дачного
счетные палочки
участка с опорой на
Кьюзинера», В.П.
карточкуобразец.
Рассказ о своем участке. Новикова, Л.И. Тихонова
«Развивающие игры и
Сравнение участков
занятия с палочками
(работа в парах)
Кюизенера», с.20.

6

7 -8

Выкладываем
сюжеты
«Выставка
собак»

«Оживи
сказку»

Загадка о собаке
Задание «Выложить
отгадку из палочек и
представить ее
(рассказать какая
собака, что умеет
делать)
Выкладывание
фрагментов сказки
«Дюймовочка», задание
«Расскажите сказку»
Выкладывание
фрагментов сказки
«Буратино», задание
«Расскажите сказку»

Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», В.П.
Новикова, Л.И. Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.40.
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбом –
игра «Дом с
колокольчиком»
Наборы «Цветные
счетные
палочки Кьюзинера»,
альбом – игра «Дом с
колокольчиком»

Занятие «Оживи сказку»
- Чтение стихотворения М. Кузмина «Дом с колокольчиком».
- Рассматривание изображений из альбома «Дом с колокольчиком», листы 1 и
3. (Сказка «Красная Шапочка»)
- Беседа по картинкам: Кто изображен на картинках? Из какой сказки эти
герои? Палочки, каких цветов нужны для составления картинки? Сколько
желтых (черных, красных, синих) палочек нужно для составления картинки?
- Наложение необходимых палочек на картинки. Дети работают в парах: один
работает с листом альбома 1, другой – с листом альбома 3.
- Задание «Расскажите сказку». Дети по очереди рассказывают фрагменты
сказки, выложенные из палочек.
Аналогично ведется работа по другим сказкам.
3.4. Рабочая программа модуля «Чудо – кубики»
Пояснительная записка
На занятиях данного модуля дети выполняют игровые задания из
альбома «Чудо – кубики» (первый год обучения) и «Чудо – кубики 2» (второй
год обучения) с помощью кубиков «Сложи узор». В процессе игры малыши
учатся дифференцировать и сравнивать предметы по размеру,
преобразовывать изображение и воссоздавать из частей целый образ,
ориентироваться в пространстве тренируют навыки счета. Игры – занятия
развивают внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику, речь.
В данном модуле будут использованы задания трех уровней сложности:
1-й уровень. Рисунки – схемы имеют прорисованные границы у каждого
кубика, изображение кубиков дается в натуральную величину. Ребенок просто
копирует изображение, осваивает различные способы комбинирования
цветных граней.

2-й уровень. Изображение в натуральную величину, сплошное, границы
между кубиками не прорисованы. Размер рисунка позволяет ребенку
составлять изображение методом наложения, но непрорисованные границы
превращают рисунок в головоломку.
3-й уровень. Рисунки даны в уменьшенном масштабе, границы прорисованы.
На первом этапе обучения (3-4 года) детям даются задания только 1 и 2
уровня сложности.
На втором этапе обучения (4-5 лет), освоив задания 1 и 2 уровня
сложности, дети переходят к 3 уровню сложности - выкладыванию
изображений по уменьшенным рисункам-схемам.
Учебный план модуля «Чудо – кубики»
Тема занятия

Количество занятий
Первый год обучения Второй год обучения
Выкладывание изображений
3
4
с прорисованными
границами каждого кубика
Выкладывание сплошных
4
6
изображений
Выкладывание изображений
4
по уменьшенным схемам
ВСЕГО
7
14
Тематическое планирование
№

Тема занятия

Содержание занятия

Средства обучения,
материал

Первый год обучения
20 - 22 Выкладывание
изображений с
прорисованными
границами
каждого кубика

23 - 26 Выкладывание
сплошных
изображений

Выкладывание
изображений с
прорисованными
гранями каждого кубика
по образцу. Выполнение
заданий, предложенных
в альбоме.
Выкладывание
самостоятельно
придуманных узоров
Выкладывание
сплошных изображений
Выполнение заданий,
предложенных в
альбоме. Придумывание
историй о новых героях.

Кубики «Сложи узор»
по набору на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики» с. 39

Кубики «Сложи узор»
по набору на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики» с.
10-13

9 - 12

Второй год обучения
Выкладывание
Выкладывание
изображений с
изображений с
прорисованными прорисованными
гранями каждого кубика
границами
по образцу. Составление
каждого кубика
изображения, сменив
цвета (красный на
синий, белый на желтый
или наоборот)

13 - 18 Выкладывание
сплошных
изображений

Выкладывание
сплошных изображений
Придумывание историй
о новых героях.

19 - 22 Выкладывание
изображений по
уменьшенным
схемам

Выкладывание
изображений по
уменьшенным схемам
Задание на развитие
памяти:
«сфотографируй»
рисунок глазами и снова
собери по памяти

Кубики «Сложи узор»
по набору на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики 2» с.
1-4

Кубики «Сложи узор»
по набору на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики 2» с.
5, 6, 13, 14
Кубики «Сложи узор»
по набору на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики 2» с.
7-12

3.5. Рабочая программа модуля «Давайте поиграем»
Пояснительная записка
На занятиях данного модуля дети не только играют в игры с
логическими блоками Дьенеша, но знакомятся с карточками, на которых
обозначены свойства блоков, учатся находить блоки по изображенному на
карточке свойству. Подробное писание игр, используемых на занятиях,
представлено в приложении 8.2.
Учебный план модуля «Давайте вместе поиграем»
Тема занятия
Играем вместе
Загадки без слов
Расшифруй картину
Лепим нелепицы
ВСЕГО

Количество занятий
Первый год обучения Второй год обучения
4
6
2
2
3
5
9
13

Тематическое планирование
№

27

Тема
занятия
Играем
вместе

28
29
30
31 - 32 Загадки без
слов

33 - 35 Расшифруй
картину

Содержание
Средства обучения,
занятия
материал
Первый год обучения
Игры «Цепочка»,
Наборы блоков Дьенеша
«Второй ряд»
Игра «Раздели
Набор блоков Дьенеша,
фигуры»
игрушки
Игра «Художники» Набор блоков Дьенеша,
альбом «Давайте вместе
поиграем»
Игра «Магазин»
Набор блоков Дьенеша,
альбом «Давайте вместе
поиграем»
Работа с карточками Набор блоков Дьенеша,
свойств. Игры
карточки свойств, Е.А.
«Опиши фигуру»,
Носова, Р.Л. Непомнящая
«Загадки»
«Логика и математика для
дошкольников», с.36
Выкладывание
Наборы блоков Дьенеша,
изображений,
Карточки с изображениями,
составленных с
составленными с помощью
помощью
обозначения свойств фигур
обозначения
(приложение 7.2).
свойств фигур
Второй год обучения

23 - 24 Играем
вместе

Игра «Построй
дорожку»

25 - 26

Игра «Где чей
гараж?»

27 - 28

Игра «Засели
домики»

Набор блоков Дьенеша,
таблица 1, 2 Е.А. Носова,
Р.Л. Непомнящая «Логика и
математика для
дошкольников», с.20
Набор блоков Дьенеша,
таблица 11, 12, Е.А. Носова,
Р.Л. Непомнящая «Логика и
математика для
дошкольников», с.31
Набор блоков Дьенеша,
таблица 14, Е.А. Носова,
Р.Л. Непомнящая «Логика и
математика для
дошкольников», с.32.

29 - 30 Загадки без
слов

Работа с карточками
свойств. Игры
«Опиши фигуру»,
«Загадки без слов»

Набор блоков Дьенеша,
карточки свойств, Е.А.
Носова, Р.Л. Непомнящая
«Логика и математика для
дошкольников», с.36

31 - 35 Лепим
нелепицы

Выполнение
заданий из альбома
«Лепим нелепицы»

Наборы блоков Дьенеша,
альбомы «Лепим нелепицы»
с. 3, 6, 7, 8, 9.

4. Календарный учебный график

Сентябрь

Месяц

Первый год обучения (3-4 года)
№
недели

Тема
занятия

Содержание занятия

Средства
обучения,
материал

1

Знакомство с
блоками
Дьенеша.
«Найди фигуру»

Рассматривание блоков
Дьенеша, сравнение
фигур. Игры «Найди
фигуру», «Найди на
ощупь». Выполнение
построек по
собственному замыслу

Блоки Дьенеша
по одному
набору на двух
детей, «Ящик
ощущений»

2

Выкладывание
изображений из
альбома
«Маленькие
логики»

Выкладывание
простейших
изображений из
альбома «Маленькие
логики».

3

Знакомство с
палочками
Кьюзинера

Рассматривание
палочек Кьюзинера:
сходство и отличие.
Дидактическая игра
«Волшебные
дорожки».

4

Знакомство с
кубиками
«Сложи узор»

Рассматривание
кубиков.
Выкладывание
простейших узоров из
кубиков путем
наложения на образец

Блоки Дьенеша
по одному
набору на двух
детей, альбом
«Маленькие
логики»
Палочки
Кьюзинера по
одному набору
на двух детей,
альбомы
«Волшебные
дорожки»
Кубики «Сложи
узор» по одному
набору на двух
детей, образцы
узоров.

5

Октябрь

6

7

8

Ноябрь

9

10

Группировка по
одному признаку: «все
квадратные…» Игра
«Дупло белочки»
(группировка по двум
признакам: квадратные
большие, квадратные
маленькие)
Группировка по
«Мостик через
одному признаку: «все
реку»
круглые…» Игра
«Мостик через реку»
(группировка по двум
признакам: круглые
большие, круглые
маленькие)
Группировка по
«Ёжик»
одному признаку: «все
треугольные…» Игра
«Ёжик» (группировка
по двум признакам:
треугольные большие,
треугольные
маленькие)
«Зайкин огород» Группировка по
одному признаку: «все
прямоугольные…»
Игра «Зайкин огород»
(группировка по двум
признакам:
прямоугольные
большие,
прямоугольные
маленькие)
Группировка по двум
«Веселые
признакам: синие
каркуши»
большие, синие
маленькие. Игра
«Веселые каркуши»
Группировка по двум
«Машинки»
признакам: красные
большие, красные
маленькие. Игра
«Машинки».
«Дупло
белочки»

Наборы блоков
Дьенеша,
альбомы
«Маленькие
логики 2», игра 1.

Наборы блоков
Дьенеша,
альбомы
«Маленькие
логики 2», игра 2.

Наборы блоков
Дьенеша,
альбомы
«Маленькие
логики 2», игра 3.

Наборы блоков
Дьенеша,
альбомы
«Маленькие
логики 2», игра 4.

Наборы блоков
Дьенеша,
альбомы
«Маленькие
логики 2», игра 5.
Наборы блоков
Дьенеша,
альбомы
«Маленькие
логики 2», игра 6.

Ноябрь

11

«Толстые и
тонкие»

Группировка по
толщине: все толстые,
все тонкие. Игра
«Толстые и тонкие».

12

Выкладываем из
палочек

Выкладывание
изображений путем
наложения на образец.
Придумывание
собственных
«построек».
Выкладывание
изображений путем
наложения на образец.
Выкладывание
изображений по
собственному замыслу

Январь

Декабрь

13 - 15 Выкладываем из
палочек

16

Выкладываем
сюжеты

17

Выкладываем
сюжеты

18 - 19 «Оживи сказку»

Наборы блоков
Дьенеша,
альбомы
«Маленькие
логики 2», игра 8.
Наборы
«Цветные
счетные палочки
Кьюзинера»

Наборы
«Цветные
счетные палочки
Кьюзинера»,
альбомы «На
золотом
крыльце…»
с. 2-10
Выкладываем сюжет из Наборы
«Цветные
палочек «Птичий
счетные палочки
двор». Составление
Кьюзинера»,
рассказов по
альбомы «На
составленным
золотом
сюжетным картинкам. крыльце…»
с.15-16
Выкладываем сюжеты Наборы
из палочек
«Цветные
«Аквариум».
счетные палочки
Составление рассказа
Кьюзинера»,
по выложенным
альбомы «На
сюжетам.
золотом
Придумывание и
крыльце…»
выкладывание рыбок
с.17-18
по собственному
замыслу
Наборы
Выкладывание
«Цветные
фрагментов сказки
счетные палочки
«Красная Шапочка»
Кьюзинера»,
(работа в парах)
альбом – игра
Выкладывание
«Дом с
фрагментов сказки
колокольчиком»
«Три медведя» (работа
в парах)

Выкладывание
изображений с
прорисованными
границами
каждого кубика
21 - 22 Выкладывание
изображений с
прорисованными
границами
каждого кубика

Февраль

Январь

20

23 - 24 Выкладывание
сплошных
изображений

Март

25 - 26 Выкладывание
сплошных
изображений

27

Играем вместе

28
29

Играем вместе

30

Апрель

31 - 32 Загадки без слов

Выкладывание
изображений с
прорисованными
гранями каждого
кубика по образцу
Выполнение заданий,
предложенных в
альбоме.
Выкладывание
самостоятельно
придуманных узоров
Выкладывание
сплошных
изображений
Выполнение заданий,
предложенных в
альбоме.
Придумывание
историй о новых героях
Выкладывание
сплошных
изображений
Выполнение заданий,
предложенных в
альбоме.Придумывание
историй о новых героях
Игры «Цепочка»,
«Второй ряд»
Игра «Раздели фигуры»
Игра «Художники»
Игра «Магазин»
Работа с карточками
свойств. Игры «Опиши
фигуру», «Загадки»

Кубики «Сложи
узор» по набору
на каждого
ребенка, схемы
Кубики «Сложи
узор» по набору
на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики»
с. 3- 9
Кубики «Сложи
узор» по набору
на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики»
с. 10-11
Кубики «Сложи
узор» по набору
на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики»
с. 12-13
Наборы блоков
Дьенеша
Набор блоков
Дьенеша,
игрушки
Набор блоков
Дьенеша, альбом
«Давайте вместе
поиграем»
Набор блоков
Дьенеша,
карточки
свойств, Е.А.
Носова, Р.Л.
Непомнящая
«Логика и
математика для
дошкольников»,
с.36

Наборы блоков
Дьенеша,
Карточки с
изображениями,
составленными с
помощью
обозначения
свойств фигур
Итоговое занятие кружка для родителей (приложение 7.3)

Май

33 - 35 Расшифруй
картину

Сентябрь

Месяц

36
№
недели

Выкладывание
изображений,
составленных с
помощью обозначения
свойств фигур

Второй год обучения (4-5 лет)
Тема
Содержание
Средства обучения,
занятия
занятия
материал

1

Выкладываем из
палочек
«Лесенки»

«Лесенки»
(счет от 1 до 10)

2

Выкладываем из
палочек
«Строительство
домов»

3

Выкладываем из
палочек «Рамка
для картины»

4

Выкладываем из
палочек «Кукла
Маша»

Строительство
стен дома из
четырёх палочек
одного цвета,
крыши из двух
палочек.
Сравнение домов
по величине
Выкладывание
цветов из палочек
по собственному
замыслу,
оформление рамки
вокруг цветка.
Сравнение цветов
по цвету,
величине, форме
(работа в парах)
Выкладывание
куклы из палочек
по словесной
инструкции

Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбомы
«На золотом
крыльце…»
с. 13-14
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера»,
В.П. Новикова,
Л.И. Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.11.
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера»,
В.П. Новикова,
Л.И. Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.14.
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера»,
В.П. Новикова,
Л.И. Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.25

5

Октябрь

6

7

8

Ноябрь

9 - 12

Выкладываем
сюжеты
«Дачный
поселок»

Постройка
дачного участка с
опорой на
карточку-образец.
Рассказ о своем
участке.Сравнение
участков (работа в
парах)
Выкладываем
Загадка о собаке
сюжеты
Задание
«Выставка
«Выложить
собак»
отгадку из
палочек и
представить ее
(рассказать какая
собака, что умеет
делать)
«Оживи сказку» Выкладывание
фрагментов сказки
«Дюймовочка»,
задание
«Расскажите
сказку»
Выкладывание
фрагментов сказки
«Буратино»,
задание
«Расскажите
сказку»
Выкладывание
Выкладывание
изображений с
изображений с
прорисованными прорисованными
границами
гранями каждого
каждого кубика кубика по
образцу.
Составление
изображения,
сменив цвета
(красный на
синий, белый на
желтый или
наоборот)

Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера»,
В.П. Новикова,
Л.И. Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.20.
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», В.П.
Новикова, Л.И.
Тихонова
«Развивающие игры и
занятия с палочками
Кюизенера», с.40.
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбом –
игра «Дом с
колокольчиком»
Наборы «Цветные
счетные палочки
Кьюзинера», альбом –
игра «Дом с
колокольчиком»
Кубики «Сложи узор»
по набору на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики 2» с.
1-4

Декабрь

13 - 16 Выкладывание
сплошных
изображений

Январь

17 - 18 Выкладывание
сплошных
изображений

19 - 20 Выкладывание
изображений по
уменьшенным
схемам

Февраль

21 - 22 Выкладывание
изображений по
уменьшенным
схемам

23 - 24 Играем вместе

Март

25 - 26 Играем вместе

Выкладывание
сплошных
изображений
Придумывание
историй о новых
героях
Выкладывание
сплошных
изображений
Составление
изображения,
сменив цвета
(красный на
синий, белый на
желтый или
наоборот)
Выкладывание
изображений по
уменьшенным
схемам Задание на
развитие памяти:
«сфотографируй»
рисунок глазами и
снова собери по
памяти
Выкладывание
изображений по
уменьшенным
схемам
Придумывание
своих узоров из
кубиков и
составление их
Игра «Построй
дорожку»

Игра «Где чей
гараж?»

Кубики «Сложи узор»
по набору на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики 2» с.
5, 6, 13, 14
Кубики «Сложи узор»
по набору на каждого
ребенка, с. 5, 6, 13, 14

Кубики «Сложи узор»
по набору на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики 2» с.
7-10.

Кубики «Сложи узор»
по набору на каждого
ребенка, альбом
«Чудо – кубики 2» с.
11-12

Набор блоков
Дьенеша, таблица 1, 2
Е.А. Носова,
Р.Л. Непомнящая
«Логика и математика
для дошкольников»,
с.20
Набор блоков
Дьенеша, таблица 11,
12, Е.А. Носова, Р.Л.
Непомнящая «Логика
и математика для
дошкольников», с.31

Игра «Засели
домики»

29 - 30 Загадки без слов

Работа с
карточками
свойств. Игры
«Опиши фигуру»,
«Загадки без
слов»

Апрель

Март

27 - 28

31
32

Май

33
34
35
36

Набор блоков
Дьенеша, таблица 14,
Е.А. Носова,
Р.Л. Непомнящая
«Логика и математика
для дошкольников»,
с.32
Набор блоков
Дьенеша, карточки
свойств,
Е.А. Носова,
Р.Л. Непомнящая
«Логика и математика
для дошкольников»,
с.36
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Лепим нелепицы»
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Лепим нелепицы»
с. 3, 6, 7, 8, 9
Наборы блоков
Дьенеша, альбомы
«Лепим нелепицы» с.
3, 6, 7, 8, 9

Выполнение
заданий из
альбома «Лепим
нелепицы»
Косолапый
Придумывание
крокодил
собственных
небылиц
Снежный
Выполнение
бегемот
заданий из
альбома «Лепим
Лягушка
нелепицы»
Придумывание
Коза - стрекоза
собственных
небылиц
Итоговое занятие кружка для родителей (приложение 7.3)
Воробей

5. Оценочные и методические материалы
5.1. Методические материалы
Для проведения занятий по программе «Цветная логика» используются
методические материалы:
 Дидактические пособия к развивающим играм (альбомы, карточки, схемы);
 Дидактические игры.
5.2 Методы и приемы оценивания
Педагогическая диагностика знаний и умений детей по программе
«Цветная логика» проводится 1 раз в год (в мае). Результативность программы
отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая
предусматривает выявление уровня развития познавательных процессов.

Для проведения диагностики используются следующие методики:
1. Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов)
Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об
окружающем мире, логических связях и отношениях, существующих между
некоторыми объектами мира; умение рассуждать логически и грамматически
правильно выражать свою мысль. Для детей от 4 лет.
Стимульный материал: картина с изображением большого количества
нелепостей.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли
здесь находится на своём месте и правильно ли нарисовано. Если что – то не
так, то укажи на это и объясни, почему это не так; объясни, как должно быть».
Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребёнок
просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет,
как должно быть на самом деле. Время показа картинки и выполнения задания
– 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и назвать как можно больше
нелепиц.
Оценка результатов:
10 баллов – такая оценка ставится ребёнку в том случае, если за отведённое
время (3 мин.) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел
удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом
деле должно быть.
8 – 9 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от
одной до трёх из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом
деле должно быть.
6 – 7 баллов – ребёнок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три –
четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле
должно быть.
4 – 5 баллов – ребёнок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5 – 8 из них не
успел за отведённое время до конца объяснить и сказать, как на самом деле
должно быть.
2 – 3 балла – за отведённое время ребёнок не успел заметить 1 – 4 из 8
имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0 – 1 балл – за отведённое время ребёнок успел обнаружить меньше четырёх
из восьми имеющихся нелепиц.
Примечание: 4 и выше балла в этом задании ребёнок может получить
только в том случае, если за отведённое время он полностью выполнил первую
часть задания, определённую инструкцией, то есть обнаружил все 8 нелепиц,
имеющихся на картине, но не успел назвать их или объяснить, как на самом
деле должно быть.

Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий.
8 – 9 баллов – высокий.
4 – 7 баллов – средний.
2 – 3 баллов – низкий.
0 – 1 баллов – очень низкий.
2. «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном
материале» (Г.С. Урунтаева)
Подготовка исследования: подготовить 8 геометрических фигурок,
различающихся по форме, цвету и величине (квадраты и круги, красные и
синие, большие и маленькие).
Проведение исследования: эксперимент проводят индивидуально с
детьми старше 4 лет. Перед ребёнком в произвольной последовательности
раскладывают ряд из 8 геометрических фигур, предлагают посмотреть, какие
это фигуры, и сказать, чем они отличаются друг от друга, добиваясь названия
всех отличий. В случае необходимости указывают на 2 фигурки,
различающиеся по одному из параметров (например, большой и маленький
красный квадраты), и спрашивают, чем отличаются друг от друга эти фигурки.
После этого подчёркивают, что здесь есть фигурки квадратные и
круглые, красные и синие, большие и маленькие. Затем вынимают из ряда
любую фигурку и предлагают малышу найти самую непохожую на эту. Если
ребёнок колеблется, то инструкцию повторяют, интонационно подчёркивая
слова «самую непохожую». После того как малыш сделал выбор, указанную
им фигурку вынимают из ряда, кладут рядом с фигуркой – образцом и
спрашивают, почему он думает, что эти фигурки самые непохожие. Если
ребёнок ошибся, то все фигурки кладут на свои места и задание повторяется.
Обработка данных: На основе анализа протоколов детей распределяют
по трём уровням в овладении логическими операциями.
1. Высокий уровень. Ребёнок выбирает фигурку по трём параметрам либо при
первом предъявлении, либо при двух последующих предъявлениях подряд и
чётко объясняет свой выбор («Потому что квадрат, а это кружок, этот красный,
а этот синий, этот большой, а этот маленький»).
2. Средний уровень. Ребёнок выполняет задание сам или с незначительной
помощью взрослых, но затрудняется объяснить выбор фигурки.
3. Низкий уровень. Ребёнок не справляется с заданием.

6. Список используемой литературы
1. Математика от трех до шести. Учебно – методическое пособие для
воспитателей детских садов / Сост. З.А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. – СПб.:
Издво «Акцидент»., 1995.
2. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Издание «Занятие», 1994.
3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. СПб «Детство – Пресс», 2000.
4. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2011.
7. Дидактические материалы:
 Финкельштейн Б. Б. Альбом-игра «Дом с колокольчиком» (от 3-х до 5-ти)
 Финкельштейн Б. Б. Комплект игр и упражнений с цветными счётными
палочками Кюизенера «На золотом крыльце…»
 Комплект игр с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»
 Альбомы «Чудо кубики», «Чудо кубики 2», «Маленькие логики 2», «Лепим
нелепицы»
 Наборы блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, кубиков Никитина «Сложи
узор».

Приложение 8.1
Характеристика дидактических пособий, используемых в работе
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более
уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше
подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая
возрастные особенности детей дошкольного возраста, взрослые должны
помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная
форма организации – игра.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных
методических материалов, которые обеспечивают интеллектуальное развитие
детей. Наиболее эффективными пособиями являются универсальные
логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера.
Блоки Дьенеша позволяют уже с
младшего
дошкольного
возраста
познакомиться с цветом, формой, величиной,
размером и толщиной предметов, развивают у
детей умения выявлять свойства в объектах,
обобщать, обосновывать свои рассуждения,
развивать
познавательные
процессы,
творческие способности.
Игры составлены на основе комплекта
геометрических фигур (четырех форм – круг,
треугольник, прямоугольник, квадрат; трех цветов - красный, синий, желтый;
двух размеров и двух видов толщины). В соответствии с принципом
постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети
самостоятельно манипулировали с блоками, выполняли из них различные
постройки по образцам и по желанию, а затем уже обобщали и
классифицировали по 1-2-3 свойствам. Дети с удовольствием конструируют
дома, мебель, корабли и другие виды транспорта по цветным чертежам,
развивают творческие способности, фантазируют.
Дидактический
материал
–
палочки Кюизенера, разработанный
бельгийским
математиком
Х.
Кюизенером,
иначе
называемый
«Цветные числа», «Цветные палочки»
хорошо
вписывается
в
систему
предматематической подготовки в школу.
Используя цветные числа, реализуется
один из важнейших принципов дидактики
– принцип наглядности.

Игры с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий,
необходимых для возникновения у детей элементарных математических
представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития
желания овладеть счетом, измерением, познакомиться с цветом, величиной,
длиной. Комплект цветных чисел состоит из 10 палочек различных цветов и
размеров, и каждая палочка представлена прямоугольным параллелепипедом
с поперечным сечением равным 1 кв. см разного цвета и размера. Сначала дети
знакомятся с палочками, выстраивая по образцу взрослого дорожки, поезда с
голубыми вагонами, желтые заборчики и т.п. Дети с удовольствием строят
сказочные цветные сюжеты по рисунку и обыгрывают их, составляют
рассказы по выложенным сюжетам.
Кубики «Сложи узор»
Игра состоит из 16 одинаковых по
размеру кубиков с разноокрашенными
гранями. Самым маленьким детям можно
предложить 1- 3 узора в течение одной
игры. Малышам гораздо легче понять
задания в натуральную величину,
поэтому им предлагается выполнить
задание, приложив кубики на образец. А
количество кубиков он должен подобрать
самостоятельно.
Далее можно переходить к выкладыванию простейших узоров.

Приложение 8.2
Описание игр, используемых на занятиях
Игра «Опиши фигуру»
В мешочек из непрозрачной ткани (или ящик ощущений) кладут
логические блоки Дьенеша. Детям предлагается по очереди вытащить любую
и описать ее, называя форму, цвет и размер.
Игра «Найди фигуру на ощупь»
В мешочек из непрозрачной ткани (или ящик ощущений) кладут
логические блоки Дьенеша. Дети по очереди опускают руку в мешочек. Задача
ребенка достать нужную фигуру.
Варианты игры:
1. Классификация по одному признаку - Достань фигуру определенной формы
(круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную). - Достань фигуру
определенного размера (большую, маленькую).
2. Классификация по двум признакам: - Достань фигуру определенной формы
и размера (например, большую круглую, маленькую треугольную и т.д.)
3. С использованием карточек - свойств. Карточки – свойства лежат на столе
перед детьми рубашкой вверх. Дети по очереди берут карточку. Задача
ребенка достать из мешочка фигуру с обозначенным на карточке свойством.
Игра «Что лишнее?»
Перед ребенком выкладываются три фигуры. Ребенку нужно догадаться,
какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру).
Игра «Цепочка»
 Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный,
желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
 Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и
цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.)
 Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру,
но разные по форме и т.д. Или выкладываем цепочку, чтобы рядом были
фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера,
но разного цвета).
 Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и
размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Игра «Второй ряд»
Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но
так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы
(цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету
и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

Игра «Загадки»
Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на
которых нарисованы 2 свойства фигуры. В пустое
окошко ребенок должен положить подходящую
фигуру.

Игра «Раздели фигуры»
Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите
детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки
оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили
игрушки. Предложите им ответить на вопросы:
- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).
- А у зайки? (Все не красные).
- Попробуйте разделить фигуры по-другому:
а) чтобы у мишки оказались все круглые;
б) чтобы зайцу достались все большие;
в) чтобы зайцу достались все желтые и т.д.
Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у
мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.
- Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).
- Только зайке? (Квадратные, не синие).
- Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).
- А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, не квадратные).
Другие варианты заданий: разделите фигуры так, чтобы: у мишки
оказались все треугольные, а у зайки-все большие; мишке достались все
маленькие, а зайке - все прямоугольные; у мишки оказались некруглые, а у
зайки - все желтые.
Игра «Угощение для медвежат»
Материал: 9 изображений медвежат, карточки со знаками символами
свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.
Цель игры:
 развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам
 понимание слов: «разные», «одинаковые»
 подведение к пониманию отрицания свойств.
Описание игры: В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем
гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем
разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно «превратить» в
печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте угостим медвежат.

Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только
формой. Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может
быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). А
сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только
цветом. В дальнейшем условие игры - отличие печенья по двум признакам цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д. Во всех вариантах
ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает
по правилу, предложенному воспитателем.
Игра «Художники»
Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона;
дополнительные детали из картона для составления композиции картины;
набор блоков. Цель игры:
 развитие умения анализировать форму предметов
 развитие умения сравнивать по их свойствам
 развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения,
композиции).
Описание игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам.
Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают
«эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые
блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается
тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу
картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы
слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В
конце работы художники придумывают название к своим картинам,
устраивают выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям
выставки, что изображено на картине.
Игра «Магазин»
Материал: Товар (карточки с
изображением предметов) Логические
фигуры. Цель игры:
• развитие умения выявлять и
абстрагировать свойства
• развитие умения рассуждать,
аргументировать свой выбор
Описание игры: Дети приходят в
магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка
3логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну
игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой
есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Можно усложнить выбор
игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т.
д.)

Приложение 8.3.
Итоговое занятие для родителей
Путешествие в сказку «Теремок»
Цель: развитие математических способностей детей через игры с
блоками Дьенеша и палочками Кьюзинера
Задачи:
 Развивать умение детей сравнивать предметы, анализировать объекты,
выделять в объектах цвет, форму, величину
 Развивать познавательные процессы восприятия, внимания, воображения,
мелкую моторику, речь.
 Совершенствовать умение следовать устным инструкциям, умение работать
со схемой.
 Воспитывать интерес к интеллектуальным играм; усидчивость,
самостоятельность.
Материал: наборы палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша, цветные
схемы, мультимедийная презентация
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (да)
- Хотите попасть в сказку? Сегодня я предлагаю вам совершить сказочное
путешествие. Попробуйте догадаться, в какую сказку мы отправимся.
Невысокая избушка
В ней живут лиса, лягушка,
Мышка, заяц, серый волк –
В крепкой дружбе знают толк.
Отвечай скорей, дружок Что за сказка?…(Теремок)
- Правильно, это сказка Теремок. (звуковое сопровождение)
СЛАЙД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, дверь в сказку заперта. Что делать?
(предложения детей)
- Чтобы ее открыть, нужно выполнить задание. Вы готовы? (да)
СЛАЙД (4 задания) Задание «Третий лишний». Какая фигура лишняя и
почему? (дети выполняют задание)
- Молодцы, вы отлично справились с заданием!
СЛАЙД
Воспитатель: Посмотрите, дверь открылась. Ребята, вот мы и в сказке. Где же
теремок? Где все звери? Как вы думаете, что случилось? (предположения
детей).
- Как же нам теперь быть, что делать? (предложения детей)
Воспитатель: Ребята, давайте построим Теремок из цветных палочек.
Присаживайтесь на стулья. (дети садятся за столы)

Воспитатель: Перед вами на столах цветные палочки и карточки с
изображением домика. Работать будете дружно в парах.
- Положите карточку перед собой, начинайте строить теремок. (выкладывают
из палочек Кьюзинера изображение Теремка)
Воспитатель: Какие домики у вас получились!
СЛАЙД
- Смотрите, и на полянке появился терем-теремок, такой же красивый, как и у
вас. Молодцы, очень хорошо потрудились. Сейчас я вам предлагаю немного
отдохнуть.
Физкультминутка
В чистом поле теремок (руки домиком)
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили, (взялись за руки)
Жили дружно, не тужили (идут в хороводе)
Там и мышка (присели, руки перед собой)
И лягушка (прыжки на месте)
Зайчик (руки-ушки над головой)
С лисонькой–подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк–зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (хлопки в ладоши)
Дети садятся за столы
СЛАЙД
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами отдыхали, в домике уже кто-то
поселился. Кого вы там видите? (мышка, лягушка, волк).
- А кого еще не хватает? (лисы, зайца, медведя)
- Вы хотите им помочь вернуться в сказку?
СЛАЙД
Воспитатель: Перед вами на столах лежат карточки. Расшифруйте
изображение животных с помощью блоков Дьенеша
Дети выкладывают зашифрованные изображения животных из блоков
Дьенеша.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились с заданием.
СЛАЙД
Воспитатель: Посмотрите, все звери дружно живут в Теремке.
- В какой сказке мы сегодня побывали? Что мы делали? Каким животным
помогли? (ответы детей)
- В благодарность они приготовили вам подарок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».