ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДАЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 526
620010, г. Екатеринбург, ул. Косарева, 13
ИНН 6679037040 КПП 667901001
тел. (343) 258-76-98
эл.почта: detsadik526@mail.ru
Принято
на Педагогическом совете МАДОУ
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.
Утверждаю
Заведующий МАДОУ № 526
____________ А.А. Галкина
Приказ № 69-о от 29.08.2024 г.
Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Скорочтение»
Возраст детей: 5 – 7 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Автор программы:
Мусаляева Наталья Олеговна,
воспитатель, 1КК
Екатеринбург, 2024
1
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9
2
Наименование раздела
Целевой раздел
3
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Направленность программы
Новизна
Актуальность
Цели и задачи программы
Педагогическая целесообразность
Возрастная категория
Отличительные особенности программы
Планируемые результаты
3
3
4
4
5
5
5
6
6
6
Содержательный раздел
7
2.1. Организационно-педагогические условия
2.2. Содержание раздела
2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы
2.4. Способы поддержки детской инициативы
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
3.
Стр.
Организационный раздел
7
7
8
9
10
11
3.1. Кадровые условия
3.2. Материально-техническое обеспечение методическими
материалами и средствами обучения
3.3. Распорядок дня
3.4. Учебный план
3.5. Календарно-учебный график
3.6. Методы и приемы оценивания
2
11
11
12
12
14
16
1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Будущему школьнику необходимо накопить определенный багаж
знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего
школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает
подготовленность к усвоению основ письменной речи – чтения и письма.
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка
начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе
и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных
и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших братьев и
сестер. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование
детской речи с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с
раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой
формируется его собственная речь.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со
сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его
эмоционально-интеллектуальной сферы, а также могут привести школьников
к неуспеваемости по многим дисциплинам.
К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он
должен правильно строить фразы, четко произносить все звуки родной речи,
его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
Настоящая программа и учебно-тематический план дошкольного
возраста основана на духовно-нравственной направленности обучения и
воспитания, также основана по авторской методике Каримовой Р.А. педагогапсихолога, эксперта в области скорочтения и развития памяти.
1.1. Нормативно-правовая база
Программа «Скорочтение» разработана
нормативных и правовых документов:
с
учетом
следующих
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
3
• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от4
июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
• Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных
программ дополнительного образования детей (письмо Министерства
образования Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844);
• Методические рекомендации Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ;
• Устав муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 526;
• Лицензия на осуществление образовательной деятельности.
1.2. Направленность программы
Программа «Скорочтение» по содержанию является образовательной,
по функциональному предназначению – социально-педагогическая, по форме
организации – групповой; по времени реализации – двухгодичной.
Программа разработана с учетом требований к программам,
адресованным дошкольникам.
1.3. Новизна
Новизна заключается в том, что обучающиеся имеют возможность в
полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и
улучшить все виды памяти (образную, оперативную, кратковременную,
долговременную, зрительную, слуховую), а также в процессе освоения
Программы улучшится речь ребенка. Более того, педагог объяснит сам
механизм чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать понастоящему грамотным читателем.
4
1.4. Актуальность
Современному школьнику для успешного обучения необходимо
научиться:
• быстро и эффективно читать;
• развивать память, концентрацию и усидчивость;
• включать в работу и правое, и левое полушарие.
Если в обучении будут задействованы 2 полушария, то увеличится
продуктивность и результативность. От того, как человек читает, зависит его
развитие.
1.5. Цели и задачи программы
Цель реализации программы: создание условий для развития навыков
рационального чтения, повышения скорости и усвоение информации.
Задачи:
• решение всех проблем с техникой чтения;
• увеличение скорости чтения;
• исправление дислексии;
• всестороннее развитие головного мозга.
1.6. Педагогическая целесообразность
Методы обучения:
• Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
• Наглядные: демонстрация.
• Практические: упражнения, выполнение графических записей.
• Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ,
опрос. Средства обучения:
•
•
•
наглядный материал: таблицы, схемы, образцы;
методическая литература: книги, журналы;
оборудование: тетради, карандаши, ручки, мозаика, мелкие игрушки,
фломастеры;
•
материалы: тексты для чтения, корректурные пробы, таблицы Шульте,
рисунки для запоминания.
5
Приемы и методы:
Чтение слогов, текста, упражнения на слуховую память, упражнения,
развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд, упражнения
на концентрацию внимания, упражнения на логическое мышление.
1.7. Возрастная категория
Программа предназначена для детей 4-5 лет и 6-7 лет. Курс рассчитан на 9
месяцев, 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 и 30 минут.
Особенности
организации
образовательной деятельности:
группы одновозрастные, не более 6 человек.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Направленность Возрастная Наполняемость Количество Продолжительность
программы
категория группы
занятий
занятия в день
в
неделю
Социально4-5 и 6-7
5-7 человек
2
25 и 30 минут
гуманитарная
лет
1.8. Отличительные особенности
Уникальность курса состоит в том, что ребенок:
•
переключает внимание каждые 3-5 минут;
• включает в работу правое и левое полушария;
• комплексное развитие ребенка;
• чёткая поурочная система.
1.9. Планируемые результаты
• Постановка чёткой дикции и правильное произношение букв,
качественное соединение слогов;
• Формирование навыка видеть слова как картинку целиком;
• Умение читать быстро при этом понимать и запоминать прочитанное;
• Умение переключаться от одной задачи к другой и быстро включаться в
эту задачу;
• Развитие навыков слушать и слышать преподавателя и быстро
адаптироваться к школьному обучению.
6
2.
Содержательный раздел
2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы
Обеспечивать реализацию программы должны в полном объеме,
соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям,
соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания
возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям,
интересам и потребностям обучающихся.
Количество часов программы – 72 академических часа. Основными
организационными формами обучения являются: классные занятия с
преподавателем, групповые и индивидуальные.
Активно используются вариативные формы обучения: фронтальная,
индивидуальная, подгрупповая.
Текущий контроль осуществляется ежедневно, результаты отражаются
в индивидуальной таблице успеваемости слушателя. Данные индивидуальной
таблицы успеваемости слушателя позволяют увидеть динамику результатов по
каждому изучаемому блоку.
Возрастная категория от 4 лет до 7 лет.
Теоретическое обучение проводится в оборудованном кабинете с
использованием
учебно-материальной
базы,
соответствующей
установленным требованиям: учебное пособие, учебная тетрадь, карандаши,
фломастеры, игрушки мелкие, таблицы Шульте, слоговые таблицы, мозаика
мелкая, картинки, танграммы.
Наполняемость учебной группы не должна превышать 7 человек.
Продолжительность учебного часа занятий должна составлять 20-30 минут
(один академический час), в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся.
Занятия проводятся по два занятия в день, два раза в неделю.
Предусмотрены обязательные санитарно-гигиенические перерывы
между занятиями продолжительностью не менее 20 минут.
2.2. Содержание программы
Раздел
Вводное занятие (1 ч).
Краткое содержание раздела
Цели и задачи, план работы кружка.
Определение начального уровня овладения
навыками чтения.
7
Знакомство с правилами
выполнения заданий и
фиксации результатов (1 ч).
Упражнения для
концентрации внимания
(8 ч).
Правополушарное
рисование (2 ч)
Правила выполнения заданий в рабочей тетради
«Скорочтение». Правила заполнения журнала
учета достижений «Скорочтение»
Зрительная память. Развитие слуховой памяти.
Развитие наглядно-образной памяти
Рисование и штриховка левой рукой
Развитие вариативности и Упражнения на выполнение двух мыслительных
гибкости мышления (8 ч).
операций. Анаграммы
Нейрогимнастика (4 ч).
Упражнения на развитие межполушарного
взаимодействия
Моторчик. Стук. Догонялки. Антиципации.
Упражнения для увеличения
Пирамида. Радио. Сканирование текста.
скорости чтения (8 ч).
Скороговорки.
Упражнения для развития
навыка пересказа и
запоминания текста (8 ч).
Алгоритм пересказа. Дифференциальный
алгоритм пересказа. Интегральный алгоритм
пересказа. Схемы запоминания текста.
Мнемотехники (4 ч).
Мемотаблицы, Мнемотехника «Цепочка»
Развитие
периферийного Таблицы Шульте
зрения (4 ч).
Игры
на
развитие
логического мышления
Танграмм. Играпалочки
(2 ч).
2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы
Формы организации обучения:
- традиционные (занятия);
- комбинированные (интегрированные занятия);
- практические (самостоятельная и совместная со взрослым деятельность
ребенка);
- игры, конкурсы, развлечения.
8
Методы и приемы обучения
Методы
Приёмы
Наглядный
Просмотр обучающих презентаций, рассматривание
схем, иллюстраций.
Информационнорецептивный
Чтение художественной литературы. Совместная
деятельность педагога и ребёнка, детей в группах и
подгруппах.
Репродуктивный
Восприятие и усвоение готовой информации.
Воспроизведение знаний и способов деятельности:
выполнение по образцу (схеме), беседа, упражнения по
аналогу.
Практический
Использование детьми на практике полученных знаний и
увиденных приемов работы.
Словесный
Краткое описание и объяснение действий. Беседа,
рассказ, инструктаж.
Игровой
Использование сюжета игр для организации детской
познавательной деятельности, персонажей для
обыгрывания сюжета.
Частичнопоисковый
Решение проблемных задач с помощью педагога.
Выполнение вариативных заданий.
Метод
Игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
стимулирования и
мотивации
деятельности
2.4. Способы поддержки детской инициативы
Принципы взаимодействия с детьми:
- сам ребенок – молодец, у него все получается, возникающие трудности
преодолимы;
- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то
новое и научиться новому;
- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
9
- сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с
результатами других детей;
- каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с
постоянным успехом.
2.5. Взаимодействие с семьями воспитанников
В процессе взаимодействия с родителями ставятся следующие задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника с целью
объединения усилий для успешной подготовки детей к обучению грамоте; создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
- повысить педагогическую компетентность родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических
возможностях и укрепление веры в возможности собственных детей.
Взаимоотношения с родителями строятся с учетом индивидуального подхода,
доброжелательного стиля общения.
Методы работы с родителями:
- наглядно-информационные нацелены на знакомство родителей с
условиями, задачами, содержанием и методами обучения детей по программе;
- досуговые – совместные занятия детей и родителей. Смысл в
приобщении родителей к тому, чем с радостью занимаются их дети.
Примерный план взаимодействия с родителями детей
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Консультация для родителей «Надо ли дошкольника учить
читать?»
Совместные занятия с родителями
Индивидуальные консультации
Совместные занятия с родителями
Индивидуальные консультации
Индивидуальные консультации
Открытые занятия для родителей
Май
Отчет о работе студии
10
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровые условия
Требования к педагогическим кадрам
Преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование по направлению подготовки
«Образование и педагогика», или в области, соответствующей
преподаваемому предмету, с предъявлением требований к стажу работы.
Либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без
предъявления требований к стажу работы и повышение квалификации не
менее 16 часов по направлению подготовки "Образование и педагогика».
Реализация программы возложена на педагога, имеющего специальное
педагогическое образование.
№
ФИО
Дата
Стаж
Образование
п/п работника рождения работы
1
Мусаляева 28.12.1990 8 лет Высшее, 2017 год, Федеральное
государственное бюджетное
Наталья
образовательное учреждение высшего
Олеговна
образования «Башкирский
государственный университет» г. Уфа
Направление подготовки:
Педагогическое образование
Квалификация: Бакалавр
Повышение квалификации: 2022 год,
ООО «Учебный центр «ПРОФИ» ЛОД,
дополнительная
профессиональная
программа
«Преподаватель
скорочтения», 16 часов
3.2. Материально-техническое обеспечение методическими
материалами и средствами обучения
Место
размещения
Основное
предназначение
Кабинет
дополнительного
образования
Проведение
образовательной
деятельности
Оборудование и игровые материалы
Стол педагога, стул, мольберт.
Индивидуальные столы для детей, стулья.
Раздаточные материалы, инструкции.
Карандаши.
11
Методические материалы и средства обучения и воспитания
Программнометодические
пособия
Автор, название
1. Регина Каримова Программа обучения «Скорочтение» для детей 45 лет
2. Регина Каримова Программа обучения «Скорочтение» для детей 67 лет
3. Регина Каримова Учебное пособие «Скорочтение» для детей 4-5
лет
4. Регина Каримова Учебное пособие «Скорочтение» для детей 6-7
лет
5. Регина Каримова Рабочая тетрадь «Скорочтение» для детей 4-5 лет
6. Регина Каримова Рабочая тетрадь «Скорочтение» для детей 6-7 лет
3.3. Распорядок дня
Организация образовательного процесса в МАДОУ предусматривает
личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской
деятельности, заказ родителей, время года; соответствует санитарноэпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений. (СанПиН
2.4.1.3049-13).
При организации распорядка дня детей в МАДОУ предусматривается
сбалансированное
чередование
видов
деятельности:
непрерывной
образовательной
деятельности,
образовательной
деятельности,
осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной.
3.4. Учебный план
Реализация программы рассчитана на 9 месяцев два раза в неделю во II
половине дня. Продолжительность занятий, включая организационные
моменты:
- 1 год обучения - 25 минут;
- 2 год обучения – 30 минут.
Распределение занятий по направлениям (логика, математика, обучение
грамоте, ознакомление с окружающим миром) определяется педагогом
самостоятельно.
Возрастная
группа
Общее количество
образовательной
деятельности в год
Периодичность
образовательной
деятельности
Длительность
образовательной
деятельности
от 4 до 6 лет
(1 год обучения)
72
2 раза в неделю
25 минут
от 6 до 7 лет
( 2 год обучения)
72
2 раза в неделю
30 минут
12
Количество часов
Раздел
Вводное занятие
(1 ч).
Краткое содержание
раздела
Цели и задачи, план
работы кружка.
Определение
начального уровня
овладения навыками
чтения.
Формы
аттестации/контроля
1
Правила
выполнения заданий
Знакомство с
в рабочей тетради
правилами
выполнения
«Скорочтение».
заданий и фиксации Правила заполнения
результатов
журнала учета
(1 ч).
достижений
«Скорочтение»
Упражнения для
концентрации
внимания
(12 ч).
Правополушарное
рисование (3 ч)
Развитие
вариативности и
гибкости мышления
(11 ч).
Нейрогимнастика
(4 ч).
Упражнения для
увеличения
скорости чтения
(11 ч).
Зрительная память.
Развитие слуховой
памяти. Развитие
наглядно-образной
памяти
1
Рисование и
штриховка левой
рукой
Упражнения на
выполнение двух
мыслительных
операций.
Анаграммы
1
-
1
1
Таблица
индивидуальных
достижений
11
12
журнал индивидуальных
достижений
3
3
журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения
11
журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения
4
журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения
11
журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения
11
Упражнения на
развитие
межполушарного
взаимодействия
4
Моторчик. Стук.
Догонялки.
Антиципации.
Пирамида. Радио.
Сканирование
текста.
Скороговорки.
11
13
Упражнения для
развития навыка
пересказа
и
запоминания
текста (14 ч).
Алгоритм
пересказа.
Дифференциальный
алгоритм пересказа.
Интегральный
алгоритм пересказа.
Схемы запоминания
текста.
Мнемотехники
(8 ч).
Мемотаблицы,
Мнемотехника
«Цепочка»
Развитие
периферийного
зрения (4 ч).
Игры на развитие
логического
мышления (3 ч).
8
журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения
4
журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения
3
3
журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения
70
72
14
8
Таблицы Шульте
4
Танграм.
Играпалочки
Всего
14
журнал индивидуальных
достижений, таблица по
оценке скорости чтения
2
3.5. Календарно-учебный график
№
п/п
Дата
проведения
занятия
сентябрь
Кол-во
часов
Тема занятия
2
1
3
2
Вводное занятие
Знакомство с правилами выполнения заданий и фиксации
результатов
Упражнения для концентрации внимания
4
1
Упражнения для концентрации внимания
5
1
Упражнения для концентрации внимания
6
1
Упражнения для концентрации внимания
7
1
Упражнения для концентрации внимания
2
2
Упражнения для концентрации внимания
Упражнения для концентрации внимания
10
2
Упражнения для концентрации внимания
11
2
Правополушарное рисование
1
2
Правополушарное рисование
Развитие вариативности и гибкости мышления
14
2
Развитие вариативности и гибкости мышления
15
1
Развитие вариативности и гибкости мышления
16
2
Развитие вариативности и гибкости мышления
1
Развитие вариативности и гибкости мышления
1
8
9
12
13
17
октябрь
ноябрь
декабрь
1
14
18
1
Развитие вариативности и гибкости мышления
19
1
Развитие вариативности и гибкости мышления
20
1
Развитие вариативности и гибкости мышления
21
1
Нейрогимнастика
22
1
Нейрогимнастика
23
1
Нейрогимнастика
24
1
Нейрогимнастика
2
2
Упражнения для увеличения скорости чтения
Упражнения для увеличения скорости чтения
2
Упражнения для увеличения скорости чтения
1
1
Упражнения для увеличения скорости чтения
Упражнения для увеличения скорости чтения
30
1
Упражнения для увеличения скорости чтения
31
1
Упражнения для увеличения скорости чтения
32
1
Упражнения для увеличения скорости чтения
33
1
34
1
35
1
25
26
январь
27
28
29
февраль
41
3
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Упражнения для развития навыка пересказа и запоминания
текста
Мнемотехники
42
2
Мнемотехники
43
2
Мнемотехники
1
1
Мнемотехники
Развитие периферийного зрения
46
1
Развитие периферийного зрения
47
1
Развитие периферийного зрения
48
1
Развитие периферийного зрения
49
1
Игры на развитие логического мышления
50
2
Игры на развитие логического мышления
36
март
2
37
2
38
2
39
2
40
44
45
апрель
май
3
15
3.6. Методы и приемы оценивания
Обучение завершается итоговой аттестацией. Форма итоговой
аттестации: тестирование, замеры результатов чтения вслух, про себя,
открытый урок. Наблюдения за детьми, диагностика степени усвоения
учебного материала каждым обучающимся с целью корректировки учебного
процесса, оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры).
16