Дополнительная общеразвивающая программа Подготовка детей к школе_ 6-7 лет

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 526

620010, г. Екатеринбург, ул. Косарева, 13
ИНН 6679037040 КПП 667901001

тел. (343) 258-76-98
эл.почта: detsadik526@mail.ru

Принято
на Педагогическом совете МАДОУ
Протокол № 1 от 29.08.2024 г.

Утверждаю
Заведующий МАДОУ № 526
____________ А.А. Галкина
Приказ № 69-о от 29.08.2024 г.

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности

«Подготовка детей к школе»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации 1 год

Автор-составитель:
Мусаляева Наталья Олеговна,
воспитатель, 1КК

Екатеринбург, 2024
1

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п
1.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.
3.3.

Содержание раздела
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы
Принципы и подходы реализации программы
Значимые характеристики для разработки и реализации
программы
Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы
Способы поддержки детской инициативы
Взаимодействие с семьями
Взаимодействие с социумом
Организационный раздел
Комплексно-тематический план работы
Оценка индивидуального развития детей в рамках
педагогической диагностики
Описание материально-технического обеспечения программы
Список литературы

2

Стр.
3
3
6
7
7
9
10
10
12
12
12
12
13
13
17
18
18

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы,
так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер
будущего развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, для
развития функционально грамотной личности – человека, способного решать
любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в
течение всей жизни знания, умения и навыки.
Ребенок должен получить право стать субъектом собственной
жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться
быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку
переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в
условиях школьного обучения.
Подготовка к поступлению в школу — один из самых серьёзных моментов
в жизни ребенка. Под «готовностью к школе» понимается определенная система
знаний, которыми ребенок овладел, а также психологическая готовность
(целеустремленность,
мотивация,
успешность),
способность
ребенка
адаптироваться в социуме, эмоциональная зрелость (в основном понимается как
уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять
не очень привлекательное задание). Необходимо также, чтобы у ребенка были
достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память,
логическое мышление, воображение.
Подготовка детей к школе - одна из форм работы с детьми старшего
дошкольного возраста. Появление и функционирование образовательной
программы - результат социального заказа общества. Он определяется
сохраняющимися высокими потребностями родителей, желающих подготовить
детей к обучению в школе, поднять общий уровень их развития и уровень
коммуникативных способностей.
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её
постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и
педагогов - практиков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки
необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут
вопрос о том, какие условия нужно создать, для того чтобы обеспечить
эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости.
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Подготовка детей к школе» представляет собой систему комплексной
подготовки старшего дошкольника к школе. Программа направлена на развитие
основных познавательных процессов ребенка (память, мышление, воображение и
др.), а также на развитие умения контактировать с окружающими, работать в
группе, контролировать свое поведение и других различных качеств,
способствующих успешной адаптации (физиологической, психологической и
социальной) ребенка к школе и повседневной жизни.
3

Программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
2. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
дошкольного
образования»;
4. СанПиН 1.2.3685-21 – Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296),
действующим до 1 марта 2027 года;
5. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с
изменениями и дополнениями);
7. Устав МАДОУ детский сад № 526.
Направленность программы – социально-гуманитарная, вид деятельности
– подготовка детей к школе.
Актуальность программы заключается в том, что она составлена с учетом
современных требований. Разнообразные формы и приемы, являющиеся основой
программы, помогают ребенку ориентироваться в большом потоке информации, и
в соответствии со школьными требованиями вооружают грамотными приемами её
обработки, запоминания и воспроизведения, учат легко справляться с
увеличивающимся объёмом знаний, необходимых для жизни современному
человеку. Созданию данной образовательной программы послужил социальный
запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с
эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для
успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми.
Программа предназначена для развития и обучения детей седьмого года
жизни и представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Развитие
речи», составленное и разработанное на основе программы «От звука к букве» и
пособий Колесникова Е.В. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей
6-7 лет», рабочие тетради «Ну ка, буква, отзовись!», «Веселая грамматика», «Я
начинаю читать»; второе направление - «Формирование элементарных
математических представлений», составленное на основе программы
«Математические ступеньки» и пособий: Колесникова Е.В. «Я считаю до 10.
Математика для детей 6-7 лет».
4

В программе учтены требования ФГОС ДО к структуре программы, условиям
ее реализации и результатам освоения программы, что обеспечивает общее
психическое развитие дошкольников, формирование предпосылок к учебной
деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в
школе.
Новизна данной программы заключается в том, что её реализация
позволяет комплексно решать все эти вопросы. Программа предусматривает
развитие у детей не только предпосылок учебных умений и навыков: чтения,
фонематического слуха, математических представлений, графики письма, но
также особое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, творческих
возможностей детей. Программа «Подготовка к школе» не противопоставляется
базисным дошкольным предметам в детском дошкольном учреждении, а
дополняет и углубляет их практическими навыками по разным направлениям
познавательной деятельности дошкольников.
Педагогическая целесообразность программы. В годы дошкольного
возраста закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного,
нравственного и физического развития ребёнка, формируется его личность.
Комплексный подход в работе позволяют детям почувствовать себя активными,
самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и
быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Отличительной
особенностью
данной
программы
от
уже
существующих в этой области является то, что она дает возможность ребенку
попробовать свои силы в разных направлениях образования. Важное место имеет
активное использование игровой деятельности для организации творческого
процесса, значительная часть занятий носит практический характер.
Уровень освоения содержания программы. Содержание и материал
программы соответствует стартовому уровню сложности, который предполагает
использование и реализацию общедоступных универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Адресат программы. Программа адресована для детей дошкольного
возраста 6-7 лет. В дошкольном возрасте дети располагают значительными
резервами развития: определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед
ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни.
На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения
в восприятии, внимании, мышлении, памяти детей. Эти процессы из
непроизвольных превращаются в произвольные, и поэтому становится
возможным формирование предпосылок будущей учебной деятельности детей,
формирование психологической готовности к обучению – интереса и потребности
в познании нового, трудолюбия, способности к волевым усилиям. Данная
программа позволяет не только обеспечить количество определенных
представлений у дошкольника при подготовке к школе, но и сформировать у них
качественные мыслительные способности, а также подготовить его к новой
социальной роли школьника.
5

Объем и срок освоения программы. Данная программа рассчитана на
один учебный год, объем программы 72 часа, 2 занятия общей
продолжительностью 30 минут (1 ак. час), 2 раза в неделю (36 часов в год по
каждому направлению).
Формы обучения. Форма обучения по данной программе – очная.
Занятия носят интегрированный характер, и включают в себя обучение
грамоте, математике, развитие речи, постановку руки, упражнения,
способствующие комплексному развитию познавательных процессов ребенка.
Виды занятий. Обучение осуществляется в форме занятий в групповой
форме, игровых образовательных ситуаций, совместной деятельности педагога и
детей, самостоятельной деятельности детей. А также в форме практических
занятий, праздников, развлечений, совместной занимательной деятельности с
родителями.
Занятия носят интегрированный характер и включают в себя обучение
грамоте, математике, постановку руки, упражнения, способствующие
комплексному развитию познавательных процессов ребенка.
Режим занятий, периодичность и продолжительность: 2 занятия в
неделю по 30 мин. (36 часов в год по каждому направлению, 72 занятия).
Продолжительность занятий – 30 минут со сменой вида деятельности. В начале и
конце учебного периода по 1 диагностическому занятию.
Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями и возрастом обучающихся, расписанием образовательной
деятельности.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: Обеспечение формирования готовности к обучению в
начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств,
творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность
адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к
школе.
Задачи:
1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития на этапе
предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого
возраста.
2. Отбирать содержание образования детей на ступени предшкольного
образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода
развития.
3. Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к
школе, желание учиться.
4. Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые
для благополучной адаптации к школе.

6

1.1.2. Принципы и подходы реализации программы
Данная
программа
формируется
на
основе
следующей
системы дидактических принципов:
Создается
образовательная
среда,
обеспечивающая
снятие
всех
стрессообразующих факторов (принцип психологической комфортности);
- Новое знание вводится через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип
деятельности);
- Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения
каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании
некоторого критерия (принцип вариативности).
- Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества).
Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе:
- учёт индивидуальных возможностей и способностей детей;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с
разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
1.2. Значимые характеристики для разработки и реализации программы
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей
приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В
недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и
формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает
рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как
они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это,
есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический
строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом
возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные,
синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения;
развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением
появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться
навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени
ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться
воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития
7

воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно
объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится
произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного
сосредоточения достигает 30 минут.
У детей появляется особый интерес к печатному слову, математическим
отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом
слова, счетом отдельных предметов.
Ведущей идеей первого направления данной программы является выработка
у детей умений ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на
этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное
усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных
игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие
познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными
областями математической действительности.
Одна из важнейших задач программы – развитие мелкой моторики рук и
высших корковых функций (память, внимание, мышление, оптикопространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Результативностью работы является мониторинг освоения детьми
содержания дополнительной образовательной программы с помощью игровых
заданий.
Форма проведения занятий – очная, подгрупповая.
Содержание дополнительной программы разработано таким образом, чтобы
осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и
начального звена школы.
Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей
воспитанников. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся в
игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет
повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей.
Важнейшей особенностью психического развития детей старшего
дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к
усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей
к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что
в этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать
обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость
проявляется и в процессе подготовки к освоению грамотой. Необходимо вовремя
удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание и волю
на овладение важными для школьного обучения умениями.
Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата
по содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей картиной
окружающего мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем
ежедневно встречаются в жизни.
8

Методы обучения, применяемые на занятиях, многогранны. Они
направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не
только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого
эмоционального тонуса в процессе обучения – это необходимое условие для
получения знаний, т.к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что
заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать,
делать выводы, выявлять закономерности.
Программа затрагивает такие образовательные области по ФГОС, как
- познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.);
- речевое развитие (умение составлять рассказы, пересказывать короткие тексты),
социально-коммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками,
умение работать в группе, умение помогать и просить помощи, слушать, слышать
своих товарищей педагога).
Продолжительность реализации программы – 9 месяцев (с сентября по
июнь включительно), что составляет 72 занятия, по 2 занятия в неделю,
продолжительностью 30 минут каждое. Занятия проводятся во второй половине
дня.
Способы проверки освоения программы – мониторинг с использованием
игровых заданий.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
По направлению «Развитие речи» к концу учебного года ребенок должен:
- Знать буквы русского алфавита;
- Писать буквы русского алфавита в клетке;
- Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце;
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные;
- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат,
твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат);
- Соотносить звук и букву;
- Читать слова, слоги, предложения;
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- Уметь применять диалог и монолог;
- Выстраивать рассуждение;
- Уметь составлять рассказ по картине;
- Уметь пересказывать короткий текст.
По направлению «ФЭМП» к концу учебного года ребенок должен уметь:
- Считать по образцу и названному числу в пределах 20;
- Понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
- Писать цифры от 1 до 20;
- Пользоваться математическими знаками: +, --, =, БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
- Записывать решение математической задачи (загадки) с помощью
математических знаков, цифр;
9

- Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
- Различать количественный и порядковый счет в пределах 20;
- Составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- Понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
- Знать геометрические фигуры;
- Рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические
изображения предметов из геометрических фигур;
- Выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры;
- Располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине,
ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
- Делить предмет на 2-4 и более частей; понимать, что часть меньше целого, а
целое больше части;
- Называть последовательно дни недели, месяцы;
- Ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- Определять положение предметов по отношению к другому лицу;
- Решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
- Понимать задание и выполнять его самостоятельно;
- Проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка
Развитие речи
Вводное занятие «Формирование
первичных представлений о роли
внимания и памяти в жизни человека,
зачем нужно развивать внимание, как
рационально и эффективно научиться
использовать свою память, повышение
учебной мотивации».
1. «Слышим и говорим правильно».
Совершенствовать умения детей различать
на слух и в произношении все звуки
1.«Как звучат слова?» Совершенствовать
проявления интереса к смыслу слов
2. «Связная речь». Совершенствовать
диалогическую и монологическую речь.
Учить задавать вопросы друг другу по
тексту произведения

10

ФЭМП
Вводное занятие «Свойства
предметов. Объединение предметов в
группы по общему свойству»

1. «Устный счет». Закреплять знания
детей: отсчет предметов. Порядок
следования числительных, умение
правильно соотносить числительные
с пересчитываемыми предметами
1. «Найди меня!». Учить детей
ориентироваться в пространстве,
местонахождение предмета по
отношению к себе.
2. «Деление». Учить делить круг на
части. Сравнивать, понимать, что
целое больше части, часть меньше
целого

1. «Рассматривание картин и составление
рассказов». Совершенствовать умение
составлять рассказы по картине
2. «Знакомство со звуками». Формировать
умение составлять слова из слогов
3. «Геральдика России». Учить детей
рассуждать
1. «Играем!». Закреплять умения общаться
друг с другом, воспитывать культуру речи

1. «Дни недели». Закрепить знания
детей о днях недели, их
последовательности.
2. «Состав числа от 2 до 5». Закрепить
представления о количественном
составе из единиц чисел от 2 до 5

1. «Состав числа от 6 до 9». Закрепить
представления о количественном
составе из единиц чисел от 6 до 9
2. «Вычитание чисел». Дать
представление о том, что при
удалении единицы из любого числа
получается предыдущее число
1. «Деление слов на слоги». Формировать
1. «Вычитание чисел». Дать
умение составлять слова из слогов.
представление о том, что при
удалении единицы из любого числа
получается предыдущее число
(продолжение)
1. «Учимся вести диалог». Развивать
1. «Ориентация на плоскости листа».
диалогическую речь, умение
Закреплять знания детей
формулировать и выражать имеющуюся
ориентироваться на листе.
информацию
Знакомство с тетрадями.
2. «Учимся пересказывать». Вовлекать
2. «Деление предметов на части».
детей в содержательное общение,
Показать, что если целые предметы
пересказывать текст
не равны, то не равны и их части
1. «Составление рассказа по теме». Учить
1. «Сколько весит тело?»
детей составлять короткий рассказ по
Познакомить детей с приемами
теме, задавать вопросы и рассуждать
измерения жидких и сыпучих тел
2. «Образование чисел от 1 до 10»
Познакомить детей с числами второго
десятка.
1. «Ударные и безударные гласные».
1. «Задачи». Дать детям
Закреплять слоговый анализ слова
представление об арифметической
2. «Заучивание наизусть». Обучать детей
задаче.
приемам заучивания
2. «Задачи». Учить детей составлять и
решать задачи.
1. «Посидим-поговорим». Итоговое
1. «Подводим итоги»
занятие.

11

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы
Основная форма организации работы – микрогруппа, игровая, т.к. именно
в игре развиваются творческие способности личности.
При реализации данной дополнительной образовательной программы
применяются словесные, наглядные, игровые и практические приёмы,
методы взаимодействия взрослого и ребёнка (введение игрового персонажа,
подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные
упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на
развитие внимания, памяти). Используется разнообразный дидактический
материал (подвижная (магнитная) азбука – наборное полотно и карточки с
буквами и цифрами), магнитная доска, предметные картинки для составления
предложений и задач, сюжетные картинки для составления рассказов, рабочие
тетради и др.
2.3. Способы поддержки детской инициативы
В группе созданы условия для мотивации детей к учебной деятельности:
- тематический уголок «Скоро в школу» (глобус, колокольчик, книги про
школьную жизнь, лэпбук «1 сентября»);
- игровое дидактическое пособие по математике;
- магнитная азбука;
- обучающие настольные игры;
- рабочая тетрадь «Я учу звуки и буквы»;
- рабочая тетрадь «Я считаю до 10».
2.4. Взаимодействие с семьями
Форма работы
Родительское собрание с целью выявления будущих первоклассников
Консультации: «Что такое психологическая готовность к школьному обучению»,
«Функциональная готовность к обучению в школе», «Режим дня будущего
первоклассника», «Специальная готовность к обучению в школе», «Мой ребенок левша», « С какими трудностями может столкнуться ребенок в школе», «Игры для
подготовки детей к школе».
Родительское собрание «На пороге школы» с приглашением учителя начальных
классов
2.5. Взаимодействие с социумом
Мероприятие
Родительское собрание с приглашением учителя начальных классов.
Посещение школы.

12

3. Организационный раздел
3.1. Комплексно-тематический план работы
Месяц Неделя

1

3

Занятие 3
Гласный
звук а, буква А.

4

Занятие 4
Гласный звук о,
буква О.

1

Занятие 5
Гласный звук ы,
буква ы.

2

Занятие 6
Гласный
звук и, буква И.
Диалог и монолог.

Октябрь

Сентябрь

2

Тема
«Развитие речи»
Занятие 1
Вводное занятие
«Формирование
первичных
представлений о
роли внимания и
памяти в жизни
человека»
Занятие 2
Обследование
фонематического
слуха.

«ФЭМП»
Занятие 1
Вводное занятие «Свойства предметов.
Объединение предметов в группы по
общему свойству»

Занятие 2
Количество и счет: числа и цифры от 1 до
10, математические знаки «больше меньше», работа со счетными палочками.
Геометрические фигуры: квадрат,
прямоугольник.
Занятие 3
Количество и счет: знаки «равно, неравно,
плюс, минус», математические задачи.
Величина: сравнение предметов.
Ориентировка на листе бумаги.
Занятие 4
Количество и счет: счет по образцу и
названному числу.
Геометрические
фигуры:
сравнение
предметов с фигурами.
Части суток.
Занятие 5
Количество и счет: знаки «больше,
меньше, равно, неравно», соотнесение
количества предметов с цифрой, состав
числа шесть из двух меньших.
Геометрические фигуры: треугольник,
трапеция.
Логическая задача: дорисовка предмета.
Занятие 6
Количество и счет: соотнесение
количества предметов с цифрой,
математическая загадка.
Ознакомление с часами.
13

Октябрь

3

4

1

Ноябрь

2

3

4

Декабрь

1

2

Занятие 7
Гласный
звук у, буква У.
Диалог и монолог.

Занятие 7
Количество и счет: установление
соответствия между количеством и
цифрой.
Дни недели.
Ориентировка в пространстве.
Занятие 8
Занятие 8
Согласные звуки н, Количество и счет: порядковый счет, счет
н. Буква Н, н.
по названному числу, состав числа из двух
Диалог и монолог.
меньших.
Геометрические фигуры: овал.
Логическая задача на установление связей
и зависимостей.
Занятие 9
Занятие 9
Согласные звуки м, Арифметические задачи, величина,
м. Буква М, м.
решение примеров.
Диалог и монолог.
Ориентировка в пространстве.
Занятие 10
Занятие 10
Согласные звуки т, Количество и счет: цифры от 1 до 10.
т. Буква Т, т.
Логическая задача.
Рассказ по картине. Ориентировка во времени.
Занятие 11
Занятие 11
Согласные звуки к, Количество и счет: состав числа 7 из двух
к. Буква К, к.
меньших, математические знаки.
Рассказ по картине. Ориентировка в тетради в клетку.
Геометрические фигуры.
Занятие 12
Занятие 12
Согласные звуки р, Количество и счет
р. Буква Р, р.
Геометрические фигуры.
Рассуждение.
Логическая задача.
Ориентировка во времени.
Занятие 13
Занятие 13
Согласные звуки л, Арифметическая задача.
л. Буква Л, л.
Состав числа 8.
Рассуждение.
Логическая задача.
Ориентировка во времени.
Занятие 14
Занятие 14
Согласные звуки в, Количество и счет: математическая задача,
в. Буква В, в. Слоги. решение примеров.
Логическая задача.
Геометрические фигуры.
Ориентировка в тетради в клетку.
14

Декабрь

3

4

1

Январь

2

3

4

Февраль

1

2

3

Занятие 15
Согласные звуки с,
с. Буква С, с.
Культура речи.
Занятие 16
Согласные звуки п,
п. Буква П, п.
Культура речи.
Занятие 17
Согласные звуки з,
з. Буква З, з.
Культура речи.
Занятие 18
Согласные звуки б,
б. Буква Б, б.
Культура речи.
Занятие 19
Согласные звуки д,
д. Буква Д, д.
Составление слов из
слогов.
Занятие 20
Согласный мягкий
звук й. Буква Й, й.
Составление слов из
слогов.
Занятие 21
Буква Я, я –
показатель мягкости
согласных звуков.
Составление слов из
слогов.
Занятие 22
Согласные звуки г,
г. Буква Г, г.
Диалог. Пересказ.

Занятие 23
Согласный мягкий
звук ч. Буква Ч, ч.
Диалог. Пересказ.

Занятие 15
Решение примеров, знаки «плюс - минус».
Логическая задача. Величина.
Геометрические фигуры.
Занятие 16
Количество и счет
Логическая задача.
Дни недели.
Занятие 17
Количество и счет: состав числа 9,
арифметическая задача.
Геометрические фигуры.
Занятие 18
Количество и счет
Ориентировка в тетради в клетку.
Занятие 19
Количество и счет: числа от 1 до 10,
решение примеров.
Логическая задача.
Геометрические фигуры.
Занятие 20
Количество и счет
Измерение линейкой.
Логическая задача.
Ориентирование во времени.
Занятие 21
Количество и счет: состав числа 9,
математическая задача, знаки «плюс –
минус».
Геометрические фигуры.
Занятие 22
Количество и счет: решение примеров,
счет по образцу и названному числу.
Ориентировка во времени: часы (стрелки,
циферблат)
Логическая задача: поиск недостающей
фигуры.
Занятие 23
Количество и счет
Геометрические фигуры.
Ориентировка на листе бумаги.
15

Февраль

4

1

Март

2

3

4

1

Апрель

2

3

4

Занятие 24
Согласный твердый
звук ш. Буква Ш, ш.
Диалог. Пересказ.

Занятие 24
Количество и счет
Геометрические фигуры: вершины,
стороны, углы.
Логическая задача.
Занятие 25
Занятие 25
Гласный звук э.
Количество и счет: решение примеров.
Буква Э, э. Диалог. Ориентировка во времени: времена года.
Пересказ.
Ориентировка на листе бумаги.
Занятие 26
Занятие 26
Буква Е, е –
Количество и счет: состав числа 10.
показатель мягкости Величина: сравнение предметов по
согласных звуков.
величине.
Рассказ по теме.
Логическая задача.
Занятие 27
Занятие 27
Согласный твердый Количество и счет
звук ж. Буква Ж, ж. Величина: измерение линейкой.
Рассказ по теме.
Геометрические фигуры: квадраты.
Занятие 28
Занятие 28
Согласные звуки х, Количество и счет: решение примеров,
х. Буква Х, х.
задачи.
Рассказ по теме.
Логическая задача.
Занятие 29
Занятие 29
Буква Ю, ю – в
Количество и счет: решение
начале слова и как
арифметической задачи, примеров.
показатель мягкости Величина: измерение линейкой.
согласных звуков.
Ориентировка в пространстве:
Рассуждение.
работа в тетради в клетку.
Логическая задача.
Занятие 30
Занятие 30
Обследование детей Обследование детей на конец года.
на конец года.
Занятие 31
Занятие 31
Количество и счет: знаки «плюс – минус»,
Закрепление.
математическая задача.
Ударные и
Величина: измерение линейкой.
безударные
Ориентировка во времени: определение
гласные.
времени на часах.
Занятие 32
Занятие 32
Закрепление.
Количество и счет: решение примеров.
Ударные и
Геометрические фигуры: квадрат,
безударные
треугольник, прямоугольник.
гласные.
Ориентировка во времени: дни недели.
16

Занятие 33
Приемы заучивания
наизусть.

2

Занятие 34
Повторение в
игровой форме.

3

Занятие 35
Повторение в
игровой форме.
Занятие 36
Итоговое
Повторение в
игровой форме.
36 занятий

Май

1

4

Итого:

Занятие 33
Количество и счет: соотнесение между
количеством предметов и цифрой.
Ориентировка в пространстве:
ориентировка по отношению к другому
лицу.
Логическая задача.
Занятие 34
Количество и счет: задачи – шутки,
решение примеров, математические
загадки.
Ориентировка во времени: весенние
месяцы.
Занятие 35
Повторение в игровой форме.
Занятие 36
Итоговое
Повторение в игровой форме.
36 занятий

3.2 Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической
диагностики
Цель диагностики: Выявление уровня речевого развития и уровня развития
математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития,
эффективности педагогического воздействия), изучение личностно-социального
поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 6 – 7 лет
с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых
заданий; диагностика уровня развития математических способностей с
использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика
личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики
изучения личностно-социального поведения с использованием метода
наблюдения.
Критерии определения уровня усвоения программы:
Низкий: с трудом повторяет задание после показа педагога, хотя присутствует
желание воспроизводить задание также хорошо. Навыков выразительности нет.
Средний: выполняет задание хорошо, владеет навыками творчества,
эмоциональной выразительностью.
Высокий: имеет творческое воображение, индивидуальность, импровизирует,
имеет навыки выразительности. Сразу может повторить действия после показа
педагога.
17

Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
По направлению «ФЭМП»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)).
2. Числа и операции с ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины
3.3 Описание материально-технического обеспечения программы
№ п/п
Наименование
Количество
1
Магнитная азбука
1
2
Дидактические настольные игры
5
3
Учебное пособие по математике
1
4
Предметные картинки
По каждой теме
5
Раздаточный и счетный материал На каждого ребенка
6
Рабочие тетради по математике
На каждого ребенка
7
Рабочие тетради по грамматике
На каждого ребенка
Список литературы
1. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников
элементам грамоты». Рекомендовано учебно-методической лабораторией
педагогики начального образования Московского института открытого
образования. Издательство ЮВЕНТА, Москва 2017 г.
2. Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет»
3. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька
4. Соловьева Е. В. «Математика и логика для дошкольников»
5. Яфаева В. Г. «Развитие интеллектуальных способностей старших
дошкольников»
6. Яфаева В. Г. «Математика в художественном слове»
7. Колесникова Е.В. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Допущено
Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство
ЮВЕНТА Москва 2010 г.
8. Колесникова Е.В. «Ну ка, буква, отзовись!». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издательство Просвещение Москва 2022 г.
9. Колесникова Е.В. «Веселая грамматика». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издательство ЮВЕНТА Москва 2014 г.

18

10. Колесникова Е.В. «Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6-8 лет.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издательство ЮВЕНТА Москва 2014 г.
11. Колесникова Е.В. «Предмет, слово, схема». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Издательство ЮВЕНТА Москва 2014 г.
12. Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».